Кинокартина компании Paramount Pictures американского режиссёра Кинга Видора вышла в прокат в 1956 году и стала первой звуковой экранизацией великого произведения романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Фильм был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссерскую, операторскую работу и лучший дизайн костюмов. Над кинолентой работала группа американо-итальянских кинематографистов, в частности кинопродюсеры Дино Де Лаурентис и Карло Понти. Музыку для фильма написал оскароносный итальянский композитор Нино Рота. Оператор — Джек Кардифф.
Актеры
Главные роли исполнили
Наташа Ростова
Одри Хепберн
Пьер Безухов
Генри Фонда
Андрей Болконский
Мел Феррер
Масштабность и звездный состав участников кинофильма не нашел восторженных откликов среди западноевропейской и американской публики. Тем не менее в СССР фильм был популярен и спровоцировал советскую экранизацию знаменитого романа.
Награды
премия Британского общества кинематографистов 1956 года за лучшую операторскую работу
премия «Золотой глобус» 1957 года за лучший зарубежный фильм на иностранном языке (Италия)
премии «Серебряная лента» 1957 года Итальянского национального синдиката киножурналистов: лучшая музыка, лучшая работа художника
Любопытные факты
Одри Хепбёрн получила самый высокий гонорар для того времени. За три съёмочных месяца она заработала 350 000 долларов США
В батальных сценах было задействовано до 8 000 итальянских солдат, а также 65 врачей, которые были распределены по всей местности, дабы оказать помощь в случае возможного травмирования кого-нибудь из участников действа
Более 100 000 комплектов военной формы, париков и костюмов были сшиты по картинам и оригинальным гравюрам эпохи Наполеона
В эпизоде, с посещением Наташей раненого князя Андрея, звучит запись известного романса «Гори, гори, моя звезда». Исполнитель Георгий Виноградов
Советская киноэпопея знаменитого романа «Война и мир» создавалась на протяжении 1961—1967 годов. Фильм предстал перед зрителями в четырёх частях (Андрей Болконский, Наташа Ростова, 1812 год, Пьер Безухов). Кинокартина стала одной из самых высокобюджетных работ в истории советского кинематографа. Масштабность батальных сцен и использование передовой панорамной съёмки полей сражений поражало воображение. Экранизация романа стала одной из самых значимых работ в творчестве Сергея Бондарчука — советского и российского кинорежиссёра, актёра, педагога и сценариста.
Над фильмом работала киностудия «Мосфильм». Музыку для фильма написал дирижёр и композитор Вячеслав Овчинников.
Актеры
Главные роли исполнили
Наташа Ростова
Людмила Савельева
Пьер Безухов
Сергей Бондарчук
Андрей Болконский
Вячеслав Тихонов
В сравнении с голливудским экранизацией 1956 года, где внимание публики в основном акцентировано на романтических отношениях и личной жизни героев, — фильм Сергея Бондарчука более масштабен и многообразен. Картина имела большой успех и была запущена международный прокат где получила хорошие отзывы прессы.
Награды
премия Национального совета кинокритиков США в 1968 году за лучший фильм на иностранном языке
премия «Оскар» и «Золотой глобус» в 1969 году за лучший фильм на иностранном языке
большой приз Московского международного кинофестиваля 1965 года за первые две серии киноэпопеи
Любопытные факты
для съёмок фильма использовалась советская 70-мм система широкоформатного кино
использовались подлинные аксессуары и мебель XIX века из коллекций 58 музеев
более 40 предприятий страны производили реквизит: от табакерок и телег до экипировки и вооружения
в съемках были задействованы воинские подразделения советской армии, сформирован отдельный кинематографический полк кавалерии в составе около 1500 всадников
по иллюстрациям XVIII века был изготовлен большой обеденный сервиз
было изготовлено 9 000 костюмов, 12 000 киверов, 200 000 пуговиц, точные копии французских и русских наград (медалей и орденов), оружия
в массовке Бородинского сражения было занято около 15 000 человек пехоты, организован кавалерийский полк в 950 сабель
на постановку боевых действий было потрачено 23 тонны взрывчатки и 40 000 литров керосина, 15 000 дымовых гранат, 1500 снарядов
прокат первой серии фильма собрала аудиторию в 58 миллионов зрителей, в общей массе все четыре серии посмотрело около 135 миллионов советских зрителей
съёмки некоторых сцен сражений осуществлялись с помощью камеры, которую разместили на канатной дороге длиной 120 метров, были задействованы также вертолеты
в фильме присутствует обилие сцен связанных с темой религии