-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Последняя дуэль — рецензия от Юрия Грымова

Я не большой поклонник рыцарских романов. «Айвенго» я в юности, конечно, прочитал, но не более того. Доспехи, мечи, тяжелые боевые кони — всё это романтика на любителя. Но «крепкий режиссер» Ридли Скотт, снявший параллельно с «Гуччи» «Последнюю дуэль», лишний раз доказал, что успех фильма не определяется ни жанром, ни темой, ни временем повествования. А чем? Рецепт, в общем, не тайна: талант автора плюс большая работа.

Видна большая работа над сценарием. Работа, которая дала свой результат: в общем довольно простая история рассказана очень живо, захватывающе, этот рассказ заставляет сопереживать. Фильм построен на самых обычных чувствах — чувстве долга, верности, доверии, желании сохранить собственное достоинство, о цене, которую платит человек за успех, богатство и власть. Но вот — странная вещь: казалось бы, о том же самом кричат самые разношерстные ток-шоу из телевизора, а впечатление совсем другое. Ток-шоу смотреть невозможно, стыдно и противно становится уже на первых секундах эфира, а тут — глаз не оторвать.

Прекрасные актерские работы — все без исключения. Мэтт Деймон, Адам Драйвер, Джоди Комер создают замечательный актерский ансамбль. Джоди Комер — очень точная, очень достоверная, красивая и живая. Отличная работа художника, костюмы, грим — все на своем месте. Ну, и финальная схватка. Сколько в мировом кинематографе снято рыцарских боев? Тысячи? Вы хотя бы один из них помните — если не в деталях, а хотя бы в общем? Битва-поединок, которым заканчивается фильм Скотта, до сих пор будто пульсирует в моих висках: очень сильный момент, очень. Во многом это заслуга монтажера. Хотя — оговорюсь — ничего революционного тут придумано не было; стоит вспомнить Эйзенштейна и его Ледовое побоище из «Александра Невского» — сразу становится ясно, где черпали вдохновение авторы «Дуэли».

При всем этом «Последнюю дуэль» мне хочется назвать очень сдержанным фильмом. Что для голливудского кино довольно странное определение, согласитесь. «Последнюю дуэль» не превратили в супергеройский боевик. Ей сохранили собственное лицо. Которое, кстати, — скорее английское, чем американское.

Но главное достоинство картины состоит в том, что «Последняя дуэль» — это настоящее художественное кино (с акцентом на «художественное»). Что само по себе уже большая редкость сегодня, когда все бросились снимать анимированные комиксы, создавая сценарий с прицелом на соцсети: «Так, у нас должны завируситься как минимум вот эти три фразы главного героя, вот этот поцелуй и две вот этих перестрелки». Ридли Скотту, похоже, действительно плевать на эти вещи — хотя он прекрасно понимает, что к чему. «Последняя дуэль» мне понравилась. Потому что в этом фильме присутствует все то, что я люблю в кино: и высказывание автора, и выход к свету из тьмы и мрака, и отличная актерская игра, и операторская работа, и музыка — придраться не к чему. Да и не хочется придираться, потому что кино нравится.

Внимательный читатель может попытаться поймать меня на слове: вы сказали, что «Последняя дуэль» — это успех Ридли Скотта, а фильм-то в прокате провалился? Дорогой внимательный читатель, я давно утверждаю, что успех кассовый и успех творческий — разные вещи, пусть иногда и взаимосвязанные. И для себя я считаю куда более важным успех творческий. Который может и не сопровождаться аншлагами. О том, почему «Последняя дуэль» не собрала кассу, судить не стану. Для меня важен сам по себе факт появления этого фильма. Это хорошее кино. За что спасибо его создателям.

К просмотру — рекомендуется!

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up