-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Леонардо Да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 в поселении Анкиано, недалеко от города Винчи в 40 км от Флоренции. Его родители были Пьеро, 25-летний нотариус и девушка из крестьянской семьи по имени Катерина. В начале своей жизни Леонардо жил с матерью. Вскоре его отец вступил в брак с богатой и знатной дамой, но у этой пары не было детей и Пьеро решил забрать своего трехлетнего сына к себе на воспитание.

В итальянских семьях эпохи Ренессанса считалось обычным иметь как законных, так и внебрачных детей. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла во время родов. Отец женился во второй раз, но вскоре остался вдовцом вновь. Отец прожил 77 лет, сменив четыре жены и став отцом 12 детей. Пьеро пытался вовлечь Леонардо в семейную профессию, но сын так и не проявил интерес к юриспруденции.

В 1466 году, в возрасте 14-ти лет, Леонардо да Винчи начинает свой путь в мастерской Верроккьо, где он становится подмастерьем известного художника.

Мастерская Верроккьо располагалась в Флоренции, интеллектуальном центре Италии того времени. Здесь Леонардо получил возможность изучать гуманитарные науки и освоить некоторые технические навыки. Он погружался в мир черчения, химии, металлургии, а также изучал работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого молодой подмастерье занимался живописью, скульптурой и моделированием. В мастерской Леонардо был в окружении таких талантливых художников, как Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, а также Боттичелли. Здесь часто бывали известные мастера, такие как Гирландайо и другие. Даже когда отец Леонардо принял его работать в свою мастерскую, Леонардо продолжал сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году, в возрасте 20-ти лет, Леонардо да Винчи получает звание мастера в Гильдии Святого Луки.

В XV веке в воздухе витала идея восстановления античных идеалов. Во Флорентийской Академии собирались лучшие умы Италии, вырабатывая теорию нового искусства. Молодые таланты бурно обсуждали идеи и концепции. Леонардо же предпочитал держаться в стороне от этой оживленной общественной жизни и редко покидал свою мастерскую. Его увлекали не теоретические споры, а постоянное совершенствование своего мастерства.

Однажды Верроккьо получил заказ на картины "Крещение Христа" и поручил Леонардо написать одного из ангелов. Такая практика была обычной в художественных мастерских того времени: учитель создавал произведение при помощи своих учеников. Самым талантливым и усердным поручалось выполнить самые значимые фрагменты. Картину «Крещение Христа» Леонардо и Верроккьо написали вдвоем. Две ангельские фигуры, созданные Леонардо и Верроккьо, ярко продемонстрировали выдающееся мастерство ученика перед учителем. Из повествований Вазари (основоположник современного искусствоведения: историографии, источниковедения и библиографии художников) - "Верроккьо был поражен и, бросив кисть, больше никогда не вернулся к живописи".

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Однако касательно его любовных отношений достоверных сведений нет, так как он тщательно скрывал эту часть своей жизни. Существует версия о возможной связи с Чечилией Галлерани, которая была фавориткой Лодовико Моро и которую Леонардо изобразил на своей известной картине "Дама с горностаем". Некоторые авторы, идя по словам Вазари, предполагают, что у Леонардо были интимные отношения с молодыми людьми, включая учеников, таких как Салаи, хотя нет никаких документальных свидетельств подтверждающих это. Другие же считают, что Леонардо, возможно, никогда не имел близких отношений с кем-либо и, вероятно, оставался девственником, посвятив свою жизнь наукам и искусству.

Последние годы

Леонардо присутствовал на встрече короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года. В период с 1513 по 1516 год Леонардо проживал в Бельведере и трудился над созданием картины "Иоанн Креститель".

В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и переехал в его замок Кло-Люсе, который находился недалеко от королевского замка Амбуаз. Ему было присвоено официальное звание первого королевского художника, инженера и архитектора, за что он получал годовую ренту в размере тысячи экю. Важно отметить, что до этого момента в Италии Леонардо не имел звания инженера.

Во Франции Леонардо редко рисовал, но занимался организацией придворных мероприятий и планировал различные проекты, такие как строительство нового дворца в Роморантане с изменением русла реки, разработку проекта канала, соединяющего реки Луара и Сона, а также создание главной двухзаходной спиральной лестницы в замке Шамбор.

За два года до кончины великого мастера у него ослабла правая рука. Леонардо стало трудно передвигаться без посторонней помощи. В последний год своей жизни, проведенный в Амбуазе, мастер оставался прикованным к постели. 23 апреля 1519 года Леонардо составил завещание, 2 мая того же года, находясь в возрасте 68 лет, он ушел из жизни в окружении своих учеников и своих великих произведений в замке Кло-Люсе.

Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз.

Годы творчества

  • 1472–1477 работа над картинами «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с вазой»
  • 11478–1480 — создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)
  • 1476–1481 — собственная мастерская во Флоренции
  • 1481 — первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» (не завершён) для монастыря Сан Донато а Систо, близ Флоренции
  • 1482 — изготовление серебряной лиры (музыкальный инструмент, был подарен герцогу Милана Лодовико Сфорца) на которой он играл на музыкальном фестивале где одержал победу
  • 1483 — начало работы над картиной «Мадонной в гроте»
  • 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
  • 1489–1490 — картина «Дама с горностаем»
  • 1489 — анатомические рисунки черепов
  • 1490 — полотно «Портрет музыканта». Создана глиняная модель памятника Франческо Сфорца
  • 1490 — Витрувианский человек — известный рисунок, порой называемый каноническими пропорциями
  • 1490–1491 — создан образ «Мадонны Литты»
  • 1490–1494 — закончена «Мадонна в гроте»
  • 1495–1498 — работа над монументальной росписью «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
  • 1502 — служба у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора
  • 1503–1506 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)»
  • 1503–1505 — самая известная работа Леонардо - картина «Мона Лиза» или «Джоконда»
  • 1505 — наброски полёта птиц
  • 1506 — служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии)
  • 1507 — изучение строения человеческого глаза
  • 1508–1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • 1509 — роспись в соборе Святой Анны
  • 1512 — «Автопортрет»

Творения Леонардо

Фреска Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Фреска «Тайная вечеря» 1495–1498
Леонардо Да Винчи «Благовещение»
«Благовещение» 1472–1475
Леонардо Да Винчи «Дама с горностаем»
«Дама с горностаем» 1490
Леонардо Да Винчи «Мона Лиза»
«Мона Лиза» 1503—1505
Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта»
«Мадонна Литта» 1490—1491
Леонардо Да Винчи «Мадонна с гвоздикой»
«Мадонна с гвоздикой» 1478
Леонардо Да Винчи - Витрувианский человек
Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека 1492
Леонардо Да Винчи - предполагаемый автопортрет
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи 1517-1518

Это интересно

Узнать о личности великого художника и творца Леонардо да Винчи вы можете в оригинальной театральной постановке Юрия Грымова на сцене театра «Модерн»

Дмитрий Бозин и Юрий Анпилогов. Сцена из спектакля Леонардо

Заслуженный артист России Дмитрий Бозин

Мария Орлова. Спектакль Леонардо

Леонардо да Винчи от Дмитрия Бозина. Сцена из спектакля Леонардо

Кстати

Юрий Грымов о Леонардо Да Винчи

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up