
-->
Иуда Искариот в христианстве — единственный выходец из Иудеи (римская провинция 6 г. н. э) среди двенадцати апостолов учеников Иисуса Христа. Остальные ученики были из Галилеи (область на севере Израиля, на границе с Ливаном).
Прозвище "Искариот" (по месту рождения, город Кариот) было дано Иуде для различия между ним и другим учеником Христа, Иудой, сыном Иакова, который был известен как Фаддей.
В разных отрывках Евангелия Иуда Искариот упоминается в Вифании во время событий, связанных с помазанием Иисуса миром. Это событие описано по-разному в разных Евангелиях. В одном из вариантов истории, женщина помазывает Иисуса, и Иуда Искариот выражает негодование по поводу того, что могли бы деньги от продажи мира использовать для помощи бедным. Это событие является ключевым в рассказе об Иуде, который затем предал Иисуса.
Согласно Евангелию от Иоанна, Иуда занимал должность казначея общины, ему был поручен ящик для сбора пожертвований. Согласно записям, Иуда злоупотреблял своим положением, присваивая средства. Во время последнего ужина Иисус предложил ему кусок хлеба, обмакнутый в соус, и сказал: "Что делаешь, делай скорее". После этого Иуда покинул зал и передал Иисуса первосвященникам за 30 серебряных монет. Тайна его измены и перехода от верности к предательству стала основой множества теологических и художественных творений.
Приговор о распятии Христа заставил Иуду осознать трагические последствия его поступка. Со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную» он вернул сребреники первосвященникам и старейшинам, но никто не принял эти деньги. Испытывая страшные муки совести Иуда совершил самоубийство.
После случившегося, ученики Иисуса собрались в числе около ста двадцати человек, чтобы выбрать нового апостола на место Иуды. Они установили критерии для выбора нового апостола. Этот человек должен был быть «одним из тех, кто был с нами весь период, когда Господь Иисус проживал и общался с нами, начиная с крещения Иоанна и до того момента, когда Он был вознесен от нас, и который был свидетелем Его воскресения». Двумя кандидатами были Иосиф, известный как Варсава или Иуст и Матфий. После молитвы и обращения к Богу о направлении они бросили жребий который пал на Матфия.
Имя Иуды Искариота стало символом вероломства и предательства. Тридцать сребреников были эквивалентны цене раба того времени. Эти деньги часто упоминаются как символ вознаграждения предателя.
Согласно описанию Иоанна Златоуста, Иуда, также как и другие апостолы, проявлял сверхъестественные способности: изгонял бесов, совершал чудеса и воскрешал мертвых. Однако он был лишен вечной жизни в Царстве Небесном, так как он был «разбойником, вором и предателем Господа». Все его чудеса не могли спасти его от предательства, которое он совершил.
В 1978 году при раскопках в Египте был найден древний папирус - «Кодекс Чакос». Документ содержал ранние христианские тексты, датируемые приблизительно III веком нашей эры. На 66 страницах были написаны четыре текста, один из которых получил название «Евангелие Иуды» (стр. 33-58). Древняя апокрифическая рукопись определена в ряд гностических неканонических евангелий.
В доступной для ознакомления части текста некоторые увидели возможное доказательство, которое противоречит общепринятой версии: Иуда, возможно, не был предателем, а скорее действовал по просьбе Христа, выдавая его римлянам для общего спасения. Согласно этой точке зрения, Иуда был важным учеником, выбранным Спасителем для раскрытия истины и которому Иисус открыл все таинства Царства Небесного. Это слова, которыми, согласно тексту, Христос обращается к Иуде: "Приди, чтобы я мог открыть тебе тайны, о которых никто никогда не знал". Эвангельские беседы Иисуса со своими учениками предполагают, что только Иуда полностью осознал замысел Христа. Именно поэтому он согласился исполнить важную роль, готов был отказаться от всего: от вечной славы, признания его евангелия и даже от самой жизни.
Существует иное толкование, согласно которому Иуда был просто гордецом среди учеников, а Иисус, зная заранее о намерениях Иуды, пытался предостеречь его от ошибочного пути. Важно отметить, что известные строки, в которых говорится: «Но ты превзойдешь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен», идут сразу после упоминания о тех, кто творит "все, что есть зло". Это может указывать на то, что Иуда превзошел их не в хорошем, а в плохом смысле.
Прикоснуться к самому известному сюжету Евангелия вы можете через оригинальную театральную постановку Юрия Грымова на сцене театра «Модерн»
Богдан Щукин в роли Иисуса
Алексей Багдасаров в роли Каиафа
Марианна Канивец (Мария Магдалина) и Лев Смирнов (Иуда)
Иисус и ученики