-->
Литературной основой постановки стала не слишком известная даже специалистам пьеса Александра Шишова (его же перу принадлежит «Война и мир», поставленная в «Модерне» в 2019 году). Действие начинается с инсценировки судебного процесса, на которой профессор права (Вадим Пинский) стремится доказать студентам, что «все не так однозначно» даже в хрестоматийных историях вроде предательства Иуды.
Излагает свою версию преподаватель столь увлекательно, что «студенты» (зрительный зал) и сами не понимают, как оказываются в Древней Иудее, созданной воображением Грымова и его любовью к сценическим спецэффектам. Самый впечатляющий из них — появление Понтия Пилата (Александр Борисов) верхом на изрядно облезлом чучеле коня в натуральную величину (видимо, подразумевалась обветшалая Римская империя). И тут не поспоришь: еще со времен первого юношеского прочтения «Мастера и Маргариты» все помнят, что Пилат был всадником.
Вспоминается, впрочем, не только Булгаков. Пьеса Шишова и поставленный по ней спектакль изобилуют литературными реминисценциями, и это неудивительно. Все две тысячи лет христианства образ Иуды и его поступок обсуждался и оценивался множество раз. Это и хрестоматийный Салтыков-Щедрин («Христова ночь» и «Господа Головлевы»), и Леонид Андреев («Иуда»), и Тур Гедберг («Иуда. История одного страдания»), и Волошин, и Стругацкие, и кто только не. Чего стоит манускрипт «Евангелия от Иуды», найденный в 1978 году папирус с христианским апокрифом на коптском языке, якобы даже подлинный (радиоуглеродный анализ позволил датировать его 220-340 годами н.э.). Согласно этому тексту, Иуда был не просто верным, а самым близким учеником, которому Бог-Сын открыл все секреты сотворения мира. Этот артефакт, по словам Грымова, и подтолкнул его к идее спектакля про Иуду.
Оказывается, обвинение Иуды (его отлично сыграл Лев Смирнов) нужно всем и по разным причинам — естественно, кроме самого Иуды. Тема заявляется уже в самом начале действия довольно популярным у схоластов (и лицемеров) доводом в духе «не согрешишь — не покаешься»: «Без распятия не было бы христианства».
На пресс-конференции по случаю премьеры «Иуды» Юрий Грымов со свойственной ему уверенностью в себе заявил, что евангельская история предательства Иуды произошла на самом деле, причем все было «на 99 процентов» так, как у него в спектакле. Как именно — рассказывать не стоит, ибо это будет спойлером. Что именно доказал «профессор юриспруденции» своим «студентам» - зрителям, узнают они сами в зале театра.
Вероника Гудкова