-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
01 ноября 2022

Юрий Грымов дал большое интервью "Известиям"

Записаться

«Известия» поговорили с Юрием Грымовым сразу после премьеры «Леонардо».

 Вы поставили спектакль о Леонардо да Винчи. А когда вы для себя открыли этого гения?

— Лет в 12. Я из хорошей семьи. Леонардо да Винчи и Микеланджело в большей степени меня привлекали с детства. Тогда же я начал заниматься живописью. И для меня всегда было принципиально увидеть многое в подлиннике. Помните, как в анекдоте: «Карузо, Карузо. Ничего особенного. ­­— Ты слышал? — Мишка напел». Я видел в подлиннике «Мадонну Литту» в Эрмитаже, «Джоконду» в Лувре. Как многих, меня очень интересовала эпоха Возрождения. Тогда было абсолютной нормой заниматься одновременно поэзией, математикой, живописью, скульптурой и так далее. Вот и для меня это было привычным делом. Над этим посмеивались и ерничали ровесники. А я чувствовал себя «мультиинструменталистом». Занимался дизайном, рекламой, кино, телевидением, да всем, и мне это очень нравилось.

— У вас в спектакле появляется героиня, напоминающая «Даму с горностаем». Почему именно она?

— Художникам тогда заказывали рисовать своих любовниц. В качестве натурщицы мадонн и девушки с горностаем была любовница герцога Моро. Хотя у Леонардо на картине неправдоподобно большой горностай. Такого размера зверек не бывает. Это странно, ведь Леонардо увлекался природой и писал трактаты о животном мире.

— На главную роль вы пригласили ведущего актера театра Романа Виктюка Дмитрия Бозина. Почему именно его заманили?

— Заманил? Я могу только предложить — себя, работу, роль. И всё. Дмитрий Бозин — человек, на котором держится весь репертуар театра Романа Виктюка, 17 спектаклей на одном. Это очень важно. Бозин — звезда.

Он поклонник нашего театра, видел все спектакли. Здесь работает его друг Алексей Багдасаров. Когда я оценил, что у меня в труппе нет Леонардо, понял — ставить не могу. Если у вас нет короля Лира, то и начинать не надо. Вспомнил про Дмитрия Бозина. Он — мог бы прожить роль Леонардо да Винчи, очень противоречивого для меня человека, гениального мистификатора, алхимика.

Много книг написано о Леонардо. Я прочитал, наверное, процентов восемьдесят — умных, глупых, популярных, интересных. Любая книга — это же угол зрения автора. У меня есть свое видение расшифровки творчества да Винчи. Скажу честно, Леонардо повезло.

— В чем?

— Я считаю, что Леонардо незаслуженно такой известный. Я начал писать книгу об эпохе Возрождения и сделаю несколько лекций на эту тему.

 Есть такое мнение, что пока «Мону Лизу» в 1911 году не украли из Лувра, она не была такой популярной. Вы тоже уверены, что внимание к картине спровоцировало ограбление музея?

— Вот, вот, пожалуйста. А фреска «Тайная вечеря», которую реставрировали 20 лет, потратили €6 млн? Он гениальный художник, это не оспаривается, но Микеланджело для меня гораздо ценнее по эмоциональной составляющей того, что он делал. Леонардо да Винчи — алхимик, изобретатель, математик и так далее. Еще он рисовал — очень тщательно и долго, многие работы не заканчивал, бросал, ему становилось неинтересно. Сейчас осталось всего-навсего 16 картин Леонардо, это очень мало для такой большой жизни.

Он всю жизнь рисовал только одно лицо, один образ — прекрасного молодого человека Салаи. Он же был в образе Вакха, в образе Иоанна Крестителя и т.д. Леонардо первым в искусстве начал обращать внимание на андрогинность.

— Некоторые исследователи биографии художника утверждают, что Леонардо был сторонником однополой любви...

— Мы можем только догадываться. Да, было два судебных процесса, на которых церковь пыталась осудить Леонардо за гомосексуальную связь. Но его не посадили, потому что не доказали. Ни в одном архиве, ни в манускриптах, ни в его дневниках об этом нет ни слова. Да, наверное, можно делать эти выводы, потому что он написал завещание, в котором всё свое имущество, картины, луга, поля отдал двум ученикам. А при жизни наследник Салаи воровал у него деньги. Без особого почтения относился.

А вы знали, что Леонардо считал человека совершенством, а половые органы — ужасом, которым наградил Бог? А то, что трактаты да Винчи написаны довольно-таки наивным языком? Когда я прочел, удивился. Их будто писал 14-летний парень.

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up