-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
31 августа 2022

«Театр — лучший психолог»: интервью с Юрием Грымовым

Записаться

Читайте интервью художественного руководителя театра "Модерн" онлайн-журналу "Psychologies":

В 2022 году с новой силой зазвучали дискуссии на тему абортов — и именно об этом мы хотели бы спросить вас как человека, экранизировавшего «Казус Кукоцкого». Как вы думаете, почему эта тема вновь попала в поле общественной дискуссии? Может ли у вопроса с абортами быть какое-то решение, которое удовлетворит всех? Какова ваша позиция по этому поводу?

- Я думаю, такого решения не существует. Всегда есть люди, которые настороженно относятся к этой медицинской процедуре. СМИ подливают масла в огонь и начинают спекулировать на этой теме. Когда Кукоцкий говорил об абортах, он всегда подчеркивал, что это экстремальный метод прерывания беременности. Но этот метод бывает необходим женщине по медицинским показаниям. Тема горячая, здесь все очень индивидуально. Причем ответственность одинаково лежит как на женщине, так и на мужчине. В этой связи мне вспомнилась такая мысль: «Женщина — это ангел. Но для того, чтобы она была ангелом, мужчина должен сделать ее жизнь раем».

Что дали вам курсы акушерства, которые вы проходили при подготовке к съемкам? Расскажите немного об этом опыте.

- Я по-другому взглянул на женщину. Планета Земля — женская планета, я в этом уверен. Функция мужчины — помочь женщине в продолжении рода. Женщина гораздо более совершенна, нежели мужчина, однозначно. Я решил пройти курс акушерства и гинекологии, чтобы почувствовать на себе, что такое работа врача-гинеколога. Каково это, присутствовать при родах, знать о женском теле больше, чем знает сама женщина? У фильмов всегда есть консультанты, но мне было важно обрести собственное мужское понимание этой темы, ведь мое субъективное мнение передается и артистам. 

В вашей фильмографии и послужном списке театрального режиссера немало классических произведений. Вся ли классика актуальна сегодня и как вы понимаете, какой текст может быть прочитан по-новому в наше время, может найти отклик зрителя? Что отличает «вечные» тексты от устаревающих?

- Я бы не стал говорить, что любая классика актуальна. Что вообще значит «классика»? Для меня это то, что проверено временем. Что касается самого театра — понятия «классический» театр не существует, любой театр современен. Театр существует здесь и сейчас. Если классическое произведение откликается в вашем сердце сегодня — значит, оно современное. А уж как будут выглядеть герои, во что они будут одеты, в тоги или джинсы — вопрос стилистический. В конце концов, понятие «театр-музей» противоречит идее художественного театра Станиславского.

В театре «Модерн» с аншлагами идет спектакль «На дне» по пьесе Горького. Но если у Горького история разворачивается в ночлежке, его герои — бомжи и клошары, то я перенес действие спектакля на современную Рублевку. Ведь автор писал прежде всего о падении духовном, не материальном. При этом я не поменял ни слова в тексте Горького, для меня авторский текст — табу. Пьеса звучит сегодня очень актуально и точно.

Несколько лет назад вы ставили на сцене театра «Модерн» спектакль «О дивный новый мир», первое в российской истории воплощение знаменитой антиутопии. Насколько произведение Хаксли ложится на нашу современность? В чем наше общество приближается к «дивному новому миру», а в чем — нет?

- «Модерн» стал первым театром в мире, получившим права на театральную постановку романа Хаксли. Скажу больше — в этом спектакле все про сегодняшний день! Это звучит откровенно, местами жестко, молодежь удивляется, насколько точно в этом тексте почти вековой давности показано современное общество.  В романе один из героев говорит, что «Шекспир — это старье, он не нужен». Сегодня это распространенная идеология, «старье» вызывает эмоции и заставляет рассуждать — а это не нужно никому. «О дивный новый мир» — очень сегодняшняя история, хоть и написана она была в 1932 году, и, если общество будет развиваться так, как предрек Хаксли, вскоре смотреть спектакль будет некому.

Возможно ли перенести на сцену самую продаваемую книгу современной России — роман «1984» Джорджа Оруэлла?

- Перенести на сцену театра можно все. Дело в постановке. Книга уже написана, и режиссер через себя пересказывает историю зрителю. Режиссер сможет что-то сказать, только если эта история его захватила и он увидел в ней себя.

Многие отмечают, что в последние годы Россия переживает «психологический поворот»: ходить к психологу или психотерапевту становится модным, а психологические термины внедряются в нашу речь. Насколько справедливо такое замечание, на ваш взгляд? Видите ли подобный поворот в кругу своих знакомых, близких?

- Да, я вижу, что многие пользуются услугами психологов. Лично я — нет. Я сам выполняю функции психолога — много лет работаю с людьми, с актерами, рассказываю истории о людях на сцене. Я считаю, что театр — это лучший психолог. В театре вы найдете для себя ответы на многие вопросы. Может, не на все, но на многие. В конце концов, ответить на все вопросы человек должен сам, в своей собственной душе.

Что, по вашему мнению, значит быть «психологически грамотным» и «психологически здоровым» человеком?

- Это тот человек, который умеет грамотно расставить приоритеты. Этому нужно учиться. Мы всю жизнь пытаемся быть человеком, как говорил великий философ Мамардашвили. У кого-то это плохо получается. Искусство, культура позволяют нам стать человеком. И оставаться им, даже если жизнь, обстоятельства внушают: борьба за идеалы — это несвоевременно и несовременно.

Как вы справляетесь со стрессом? Что помогает вам сохранить энергию?

- Люди, общение, путешествия, алкоголь. И активный спорт, я занимаюсь теннисом.

Какую книгу вы посоветовали бы нашим читателям прочитать этим летом, чтобы справиться с тревогой, характерной для всего 2022 года?

- Советую прочитать очень трогательную книгу Ромена Гари «Обещание на рассвете». Эта книга автобиографична. Вы получите колоссальное удовольствие, в этой истории много света и любви.

Источник

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up