-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
07 октября 2022

Рецензия на спектакль "Петр I"

Записаться

Кто из нас хоть однажды не мечтал воспользоваться машиной времени и подглядеть: как жили раньше, как творили известные личности, как властвовали наши цари, что ими двигало, что происходило за закрытыми дверями, какие обстоятельства и люди, окружали их?

В театре Модерн с неизменным аншлагом идёт первая часть трилогии Антихрист и Христос" - спектакль художественного руководителя, режиссера-постановщика Юрия Грымова "Петр I".

Масштаб личности Петра трудно переоценить, но ещё труднее сформулировать однозначную оценку его деятельности. Одни считают его грандиозным, великим реформатором, другие - варваром, истреблявшим русский народ и разрушившим национальную самобытность.

Даже спустя три столетия образ государя, поднявшего с колен матушку - Россию, выволакивая ее на свет и самозабвенно очищая ее от скверны, так и остаётся для многих загадкой и объектом споров и исследований.
Режиссер - постановщик Юрий Грымов кинематографически погружает зрителей в эпоху правления Петра, показывая все то, с чем боролся государь, что пытался искоренить и выжечь в традициях и устоях всего государства, в характере и привычках русского человека, а также в самом себе.
Тьма не только снаружи, но и внутри, разгул, безнравственность, заговоры, интриги, море лжи, предательства, грехопадения, прикрытие верой.
Нищая, голодная Русь, староверы, кровопролитные войны, восстания и бунты против сверх идеи модернизации государства и общества.

Тяжёлое изменения уклада жизни и петровские реформы символично отражены в поступках героев.
Световое и музыкальное сопровождение (художник по свету - Антон Исаев, музыкальное оформление - Юрий Грымов, звукорежиссёр - Андрей Лоскутов) - идеальное отражение настроения той эпохи.
Как ни странно, но вполне оправдано выглядит использование народа (художник по костюмам Ирэна Белоусова) в качестве главных декораций к истории, в которой события стремительно сменяют друг друга, оставляя за собой тяжёлый, не стираемый шлейф крови, вины и горести, ведущий не взирая ни на что, неуклонно вперёд, к победе.
А вот над чем или кем? Это один из вопросов постановки.

Словно пробегаясь по иллюстрациям исторической книги, нам преподносят личность самодержавного государя. Да ещё какого (исполнитель роли Петра 1- Юрий Анпилогов), вопреки расхожей фразе из всеми любимого фильма Леонида Гайдая, хочется крикнуть: "А царь-то, настоящий!"
И ничто человеческое ему не чуждо, он любит, ревнует, мстит, бьётся в припадках, сомневается, страдает, и одновременно бесстрашно движется к поставленной цели, действуя стратегически и беспощадно, анализируя и идя на пролом, даже если это стоит родному сыну и внуку жизни.

Благо государства превыше всего.

Петр одержим и непреклонен, он поистине во всем первый и при этом совершенно один, со всей своей силой, властью и окружением. Словно проклятый своим предназначением он становится заложником собственного величия. У него нет иного пути, нежели самозабвенно служить, Богу или Дьяволу, а может он сам и есть там самая сила?! Ещё один вопрос постановки.

Многомерность спектакля поражает своей глубиной, раскрывая за 2,5 часа не только эпоху проявления и самого Петра, что само по себе задача, казалась бы, невыполнимая, но Грымов делает невероятное, по ходу проявляя каждое действующее лицо от Фрейлины до Царевича Алексея.

Незавидное окружение сжимает в ядовитые оковы душу императора.

Любимая Анна Монс (Марина Чижевская) предает, Екатерина 1 (Анастасия Морозюк), друг и соратница - изменяет, Меньшиков (Александр Толмачев) - корыстолюбив и далее, стремится к наживе, Варлаам (Александр Борисов) строит козни, распускает слухи, ведёт "подрывную деятельность и опьянённый своим страхом и ненавистью нарушает главные святые заветы. Царевич Алексей (Владислав Свиридова) - на глазах зрителя проходит путь взросления, от нерешительного юноши до словно сгоревшего на костре яростной тирании - опустошенного, но несломленного человека, открыто бросающего вызов, совершая самое страшное предательство, ставшее одним из главных испытаний для его отца, приведшего его на собственную Голгофу.

Вихри смерча, закрученные в масштабной работе театра Модерн "Петр I" - первая глава трилогии "Антихрист и Христос", путь от тьмы к свету: следующая остановка "Леонардо" - премьера 17, 24, 27 октября.

Павлухина Елена

Источник

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up