-->
На премьере спектакля «О дивный новый мир» режиссёра Юрия Грымова я был пять лет назад. И вот теперь решился посмотреть его снова.
Надо сказать, что театральная жизнь Москвы ежедневно предлагает столько новых искушений, что для повторного похода на какой-либо спектакль нужна веская причина. В данном случае ею стал взрывной рост влияния социальных сетей на все процессы в человеческом обществе — от общественных отношений до политических процессов, оболванивание и зомбирование людей. Лидером и культовой фигурой стал создатель интернет империи «Фэйсбук» Марк Цукерберг. Надо сказать, что в созданном 90 лет назад романе-антиутопии Олдоса Хаксли и речи не могло быть об интернете, информационных технологиях и социальных сетях, тем более о Марке Цукерберге. Всё это добавил в детище Олдоса Хаксли популярный режиссёр Юрий Грымов, работая над своим первым спектаклем в переданном ему театре «Модерн». К тому времени Грымов был более известен как режиссёр кино, что вызывало повышенный скепсис критиков к его первой работе в качестве руководителя театра. И решение Грымова заменить в культовом романе фигуру Генри Форда на Марка Цукеберга объявлялось некоторыми критиками «фрондой худрука» и чем-то «притянутым за уши». Однако сегодня, после скандалов с многочисленными «цветными революциями», неприкрытым вмешательством соцсетей в общественные процессы по всему миру, включая и Россию, такое «творческое самоуправство» уже называют «гениальным предвидением Грымова».
Естественно, я не мог удержаться, чтобы не спросить самого Юрия Вячеславовича, как ему удалось сделать такой шаг, придавший неожиданной актуальности спектаклю.
«Конечно, мы угадали, — признался мне режиссёр в интервью. — Наверное, предвидели, хотя изначально не стремились к этому. Было ощущение, заложенное автором антиутопии… Сам Хаксли предвидел, что там, где потребление возведено в культ, неизбежно возникнет фигура «потребительского бога». Когда-то в его роли выступал Генри Форд, но времена изменились, пришёл другой идол…»
Попробую поделиться некоторыми впечатлениями, от зрительского «дубля»: просмотра премьеры и созревшего за пять лет спектакля. Наиболее общее впечатление — мы обогнали предсказания Олдоса Хаксли. Действие его романа происходит в 2541 году, а сегодня - в 2022-ом году мы уже не заглядываем вперёд, а оглядываемся назад на героев старины Олдоса. Всё, что он обещал нам в будущем, уже произошло, стало нашей повседневностью. Единое государство, где все живут принципами «общность, одинаковость, стабильность». В этом мире не существует института семьи и брака , слова «родители», «мать» и «отец» являются ругательствами, а человеческие привязанности, любовь, семейные узы — отклонениями. Метод экстракорпорального оплодотворения — практически аналог инкубаториев. Индустрия эстетической медицины для визуального сохранения молодости и разные виды биохакинга. Легализация наркотиков (сомы), безудержное потребление товаров и информациии.. И наступающая бездуховность, покруче чем представлял телеоператор из Останкино в фильме «Москва слезам не верит»: «Не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино — одно сплошное телевидение…» В нашем «дивном мире» уже и телевидения нет — сплошь «видосики».
Конечно, изменилось восприятие спектакля и театра в целом. Когда-то все актёры на сцене казались мне незнакомыми, а сегодня — после десятка ярких спектаклей, созданных и просмотренных в новом «Модерне» — я многих узнаю, вспоминаю их образы и роли, что порой даже мешает воспринимать нынешний спектакль. На сцене появляется Линда (Анна Каменкова), а память услужливо подгоняет её образы — Ольга Чехова и Бабушка Тойота из «Ничего, что я Чехов» и «Кладбище понтов». Монд Игоря Яцко накладывается на его Кассия, из «Юлия Цезаря». Бернард Сергея Аронина — Кенигсек из «Петра» и Бальзаминов из «Женитьбы». «Пневматичная» Ленайна (Маина Чижевская) — это же очаровательная Мэрилин Монро из «Ничего, что я Чехов». Директриса крематория Марины Диановой — это изумительная Княжна Марья из «Войны и мира». И ещё масса несвоевременных ассоциаций, которые возникают, пока стремительное действие «Дивного нового мира» не уносит их назад, в закоулки памяти: Александр Толмачёв, Алексей Багдасаров, Марианна Канивец…
Не менее важное в нынешнем восприятии спектакля — это публика. Во-первых, зал полон до краёв, ковидные запреты сняты и нелепые плюшевые медведи исчезли. К радости Грымова зал заполнила далеко не случайная, а отборная, «своя» публика — люди молодого, среднего и зрелого возраста — все пришли в надлежащем театру дресс-коде, за признание которого худрук долго боролся, поощряя зрителя живой музыкой, уютными интерьерами и классными буфетами с соответствующим ассортиментом. Всё вполне соответствует девизу «Пусть вечер, проведенный в «Модерне», станет для Вас особенным!» И, что немаловажно, почитатели старого театра «МодернЪ» (с буквой «ер», она же «твердый знак») плавно влились в число зрителей нового «Модерна». Судя по услышанным мною репликам они в целом доброжелательно сравнивают сохранившиеся в афише спектакли прежнего репертуара с тем же «Дивным новым миром», одобрительно кивают головой при виде таблички «Зал Светланы Враговой».
Визуальное оформление сцены вполне соответствует футуристическому и технократическому содержанию романа Олдоса Хаксли. При этом узнаваем общий почерк коллектива художников: по свету, костюмам, гриму, сценографии. У музыкального оформления спектакля тоже вполне узнаваема рука - музыкальную партитуру ко всем спектаклям театра составляет его художественный руководитель.
Могу только порекомендовать спектакль «О дивный новый мир» к просмотру. И лайфхак для тех, кто захочет продолжить знакомство с репертуаром театра. На сайте театра предусмотрена возможность вступить в «Круг Модерна для друзей и единомышленников», что даст доступ к информации о спектаклях и мероприятиях, а также — с течением времени — получать промокоды на мероприятия. Для тех, кто предпочитает воспользоваться шансом здесь и сейчас, предусмотрена продажа билетов в фойе с 10% скидкой непосредственно во время спектакля.
Сергей Щенников