-->
Театр «Модерн» объявил о создании масштабной трилогии «Антихрист и Христос». В наступающем сезоне театр представит первую постановку трилогии — спектакль «Петр Первый».
- Юрий Вячеславович, хотелось бы разобраться и в том, на каком материале создан спектакль и вся трилогия. Автором объявлен Мережковский, но тогда его трилогия «Христос и Антихрист» читается «задом наперёд» — с истории антихриста Петра и его противоположности — царевича Алексея. К чему готовится зрителю? На какой материал Вы опирались?
— Конечно, при написании пьесы мы опирались на Мережковского «Христос и Антихрист», а также на произведение «Петр Первый» Алексея Толстого, всевозможные архивные исторические документы. Сама трилогия «Антихрист и Христос» будет состоять из трех постановок: «Петр» — первый спектакль, второй — «Леонардо», и третий — «Иуда». У Мережковского нет части про Иуду, но мы ее ввели. Мне показалось, что она очень важна и нужна. В наше неспокойное время, когда масс-медиа демонстрируют много агрессии и зла, став проводниками какой-то античеловечной энергии, мы по нескольку раз в день оказываемся на этой тонкой грани — грани перехода от Христа к Антихристу, чаще всего не замечая этой подмены, и мне захотелось поговорить со зрителем на эту тему. Где эта грань проходит, и все ли видят ее? Все ли способны почувствовать, когда они переходят с одной стороны на другую?…
- На сайте есть советы режиссера, на какой ряд зрителю стоит покупать билеты, чтобы лучше видеть происходящее на сцене. А что Вы посоветуете прочитать или посмотреть, чтобы понять и разобраться в предстоящей премьере? Нужно ли зрителям читать всего Мережковского для подготовки к спектаклю?
— Учитывая, что это «густонаселенный» спектакль, я рекомендую ряды с третьего по седьмой, середину или чуть правее. Обычно на репетициях я сам сижу на пятнадцатом месте, а это чуть правее от середины. Поэтому это именно те места, на которых оптимально хорошо видно и слышно.
Я уверен, что спектакль будет понятен зрителям и без предварительной подготовки. Мы довольно подробно останавливаемся на биографии Петра Первого, показывая его становление, закат царствования, яркие личные переживания, связанные с женой и ребенком… И все это на фоне тех потрясений, которые происходят с народом, ведь Петр любил свой народ, но «странною любовью» — любовью неограниченного властителя, даже мимолетный каприз которого может стать для страны и народа шагом вперед, а может обернуться большой бедой. Основной посыл спектакля — это попытка разобраться, где же та грань, которую нельзя переходить, и как люди часто не замечают, что переходят ее.
- Чем Вы вдохновлялись и руководствовались в работе с такими авторами премьерного спектакля, как Д. Мережковский и А. Толстой?
— Во-первых, будем честными: сам Толстой очень заметно опирался на Мережковского при написании романа «Петр Первый». Во-вторых, он выполнял социальный заказ, и в главном герое, Петре, проступает портрет «отца народов» — Сталина, который хотел показать, что его цель — благо Отечества, невзирая на миллионы погибших. Мережковского неоднократно запрещали в России. И Толстой нигде не указывает, что первоисточник его романа — трилогия Мережковского, хотя некоторые куски чуть ли не слово в слово ее повторяют.
- В связи с этим вопрос о еще одном авторе пьесы. Александр Шишов писал для «Модерна» пьесы по «Цезарю» Шекспира, по «Войне и миру» Толстого и вот теперь — по «Антихрист. Пётр и Алексей» Мережковского. Можно пару слов о нём?
— Это прекрасный автор, с которым мы создали инсценировки этих трех произведений. Когда у меня возникло желание поговорить на тему Антихриста и Христа, я сразу обратился к Александру Шишову, мы совместно пишем, он профессионал своего дела и очень точно чувствует мою этику и эстетику театра «Модерн». Поэтому именно с ним мы приступили к написанию инсценировки этого важного и актуального сегодня произведения. Эта трилогия очень созвучна тому, что сегодня происходит в мире. Мы видим, как раскалывается общество, как люди дружат против кого-то, видим корысть, зависть — и, как говорил Петр, «бороды побрили, кафтаны переодели, а как воровали, так и воруют». На мой взгляд, Александр Шишов чувствует эти основные моменты, он очень аккуратно работает с документами, со словом и первоисточником, что играет для меня большую роль при работе с такими значимыми произведениями.
- После успешного спектакля «Война и мир. Русский Пьер» Вы вновь обратились к исторической тематике. Почему?
— Мне кажется, когда люди поверхностно относятся к истории своей страны, они вновь и вновь совершают ошибки, скажем так, наступают на те же грабли. А ведь в нашем прошлом так много нас — русских сегодняшних. Иногда мы забываем о том, что мы русские. Кстати, именно Петр Первый выдвинул идею догнать и обогнать Запад. С тех пор мы этим и занимаемся. А я вот не считаю, что это правильная модель для такого большого и самодостаточного государства, как Россия.
- Есть информация о неприменении QR-кодов в театре. В связи с этим вопрос: продажи билетов будут на 100% мест или на 50?
— Пока мы не получили специальных распоряжений от Роспотребнадзора и Департамента культуры, поэтому сохраняется посадка на 50% зала с шахматной рассадкой.
- Когда же состоится премьера спектакля «Петр Первый»?
— Дату премьеры мы пока не назначили, но обычно мы запускаем продажу билетов за полтора-два месяца до премьеры. Сейчас активно идут репетиции, а также шьют костюмы. Спектакль масштабный, и создание костюмов — большой и сложный процесс, так как часть из них исторические. Это крайне кропотливая работа. Костюмы для будущей премьеры спектакля «Петр Первый» создает прекрасный художник Ирэна Белоусова, с которой мы работали на многих постановках театра «Модерн».