Вкл Обычная версия сайта Включить изображения Выключить изображения
03 октября 2020

Интервью режиссера Юрия Грымова порталу Cetre

Записаться

Интервью с режиссером Юрием Грымовым: «Война не может быть приключением, военные картины не должны становиться боевиками»

В середине сентября в театре «Модерн» состоялась премьера – спектакль Юрия Грымова «Человек с глазами Моцарта». "Модерн" обращается к пьесе современного автора Марины Сулчани, в которой раскрываются судьбы простых людей. 

- В чем, на Ваш взгляд как режиссера, заключается смысл названия спектакля – «Человек с глазами Моцарта»?

Я часто ловлю себя на мысли, что в Германии 20-х годов прошлого века люди были воспитаны на работах великих философов, мыслителей. Они были образованные и культурные. Но все поменялось буквально за какие-то 10-15 лет – те самые интеллигентные люди превратились в зверей, монстров, стали фашистами. И больше половины из них искренне верили в то, что они делают. Образованность никуда не делась, но теперь все эти знания пошли в обратном направлении.

Вот и у нас в спектакле на сцене красивый интеллигентный человек, но то, что он скрывает внутри, его истинная сущность и поступки, которые он совершает, — это страшно. В пьесе звучат слова: «У него глаза голубые, как у Моцарта! Такой человек непременно должен писать музыку или стихи». Мы задаем себе вопрос: где проходит граница между добром и злом в человеке, находится ли она посередине или же какая-то часть в нас доминирует? 

- Востребована ли сегодня военная тематика в театре?

Специально на эту тему я не рассуждаю. Конечно, сегодня государство транслирует свою идеологию, принципы, в том числе и через культурные институты: посмотрите, сколько у нас снимают фильмов о войне. Но я уже не раз говорил о том, что война не может быть приключением, военные картины не должны становиться боевиками. Поэтому сегодня я предлагаю зрителям свою версию спектакля о войне, о первых днях немецкой оккупации (премьера спектакля «Человек с глазами Моцарта» состоялась 17 сентября). Это рассказ о семьях, женщинах, которые отчаянно ждут своих мужчин. Таково мое понимание спектакля о стране, которая пережила ужасы фашизма, потеряв 28 миллионов человек. Война всегда оставляет шрам как на человеке, так и на обществе в целом.

- Как долго шла работа над этим спектаклем?

Сама работа длилась недолго, гораздо больше времени занимает подготовка. Как правило, я коплю те пьесы и сценарии, которые мне интересны, и периодически к ним возвращаюсь. Пьесу «Человек с глазами Моцарта» современного драматурга Марины Сулчания впервые прочитал три года назад и все это время шел к постановке ее на сцене театра. А само производство спектакля занимает не так много времени. 

- Ваши спектакли в театре «Модерн» всегда отличает уникальное музыкальное оформление. Что касается музыки к постановке «Человек с глазами Моцарта», где Вы ее нашли?

Музыку специально я не подбираю, это просто нереально – ставить самому себе рамки в выборе музыки. На это могут уйти месяцы и даже годы. Я очень люблю музыку, располагаю большой коллекцией винила. Когда я работаю над каким-либо спектаклем, музыка сама меня находит, и в какой-то момент я понимаю, что это - та самая мелодия. Что касается спектакля «Человек с глазами Моцарта», я совершенно случайно оказался на репетиции юбилейного концерта Юрия Башмета, где его оркестр с хором исполняли музыку Гии Канчели. Мне она сразу показалась уникальной. И именно она идеально подошла к нашему спектаклю!

- Как происходил отбор актеров? Жесткий ли был кастинг?

Я всегда за авторский театр, за театр со своей труппой. Это дает ощущение ансамбля. Театр – это семья, такое русское понятие. Вообще я считаю, что только труппа, ансамбль артистов может совершить прорыв в спектакле. Я не очень верю в приглашенных звезд, так как в этом случае зрители приходят посмотреть на «людей из телевизора». Труппа же – это классика. За годы работы в «Модерне» я хорошо узнал наших артистов, поэтому выбор актеров на главные роли не составил труда. 

- Как Вы считаете, кому необходимо посмотреть спектакль «Человек с глазами Моцарта»?

Я никогда не беру на себя такую миссию. Спектакль будет интересен любому зрителю, в том числе – молодому, так как молодежь зачастую не воспринимает всю глубину трагедии того времени, ужас войны. Это отдельная тема для разговора.
Я никогда напрямую не думаю про аудиторию, а выбираю то, что близко лично мне как режиссеру.

- На сегодняшний день это самый драматичный спектакль в репертуаре театра «Модерн». К концу года Вы планируете поставить абсолютно противоположную вещь – комедию «Женитьба» с Лолитой Милявской в главной роли. Есть ли у этих постановок какая-то общая идея?

- Я считаю, что театр всегда должен быть разнообразным. Недавно в «Модерне» вышел прекрасный комедийный спектакль «Деревянный мальчик и мясная женщина» молодого режиссера Сергея Аронина, и он пользуется большим успехом у зрителя.
Я всегда думаю о разнообразии, ведь любой театр – это свой зритель. Зрителю необходимо давать новую почву для размышлений, предлагать новые идеи и формы. И театр «Модерн» может этим похвастаться – у нас огромный диапазон спектаклей в репертуаре: от «Нирваны» про музыканта Курта Кобейна - до спектакля «Война и мир» по роману Толстого; от драмы «Человек с глазами Моцарта» - до комедии «Женитьба»! Таким, мне кажется, и должен быть настоящий театр.

Источник

Уважаемые зрители!

В нашем театре принят умеренный дресс-код: допустим нестрогий костюм, классические джинсы, полувечерние платья (стиль smart casual), after five (одежда после пяти).


Просим Вас воздержаться от одежды и обуви спортивного стиля, футболок и маек, а также исключить шорты.


Пусть вечер, проведенный в «Модерне», станет для Вас особенным! Увидимся в театре!

 
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up