-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
26 февраля 2019

Ольга Чехова в Третьем рейхе

Записаться

С приходом Юрия Грымова в театр Модерн на Спартаковской после скандального ухода Светланы Враговой коллектив ожил, стал востребованным, несмотря на свою отдаленность от центра. Сюда потянулись интеллектуалы и продвинутая интеллигенция, хорошо запомнившая Грымова по интересным фильмам и телесериалам.

Ольга Чехова в  Третьем рейхе.

Кстати, в отреставрированном интерьере Модерна тоже весьма уютно и красиво, взять хотя бы библиотечный зал с полками книг и настольными лампами под абажурами, молоденьких и вежливых капельдинеров в черных костюмчиках и белых рубашках. В общем все говорит о том, что тут позаботились о вашем отдыхе и хорошем настроении.

В зрительном зале, устроенном на манер трибун хорошо видно с любого места, в чем я убедилась, сидя на предпоследнем ряду. В программке с интригующим названием "Ничего, что я Чехов"? никакого подвоха я не заметила, поскольку это был Михаил Чехов – племянник Антона Павловича Чехова. Любимый ученик Константина Сергеевича Станиславского, покинувший СССР в 1928 году, после чего активно выступал за рубежом, в том числе в Голливуде, основав в 40-е годы прошлого столетия свою школу актерского мастерства.  Он умер в 1955-ом году, а его первая жена Ольга Чехова пережила знаменитого мужа на целых 25 лет, превратившись в фигуру нон град, так как став звездой немецкого кино, с приходом Гитлера к власти входила в состав его окружения и даже принимала дома. И все-таки советская власть не сгноила ее в ГУЛАГе, а отпустила на волю, обратно в Германию… Почему?

Видимо гриф секретности вездесущего КГБ надолго закрыл  доступ к этой истории, поэтому автору пьесы Екатерине Нарцизовой – Шипуновой не оставалось ничего другого, как подробно изучить биографии, отъехавших за границу Михаила Чехова и фрау Ольги  и беспристрастно представить любознательному зрителю. В результате получилось что-то в виде дайджеста, "сырого" сценария, который предстояло режиссеру Грымову превратить в путешествие по сложным извивам судьбы, ставших чужими мужа и жены и своей родине, но никогда не забывавших о ней и тех, кто "заразил" их бациллой театра, свободного от пошлости, дурновкусия, примитивной развлекаловки.  

 "Черный квадрат" сцены, пронизанный лучом прожектора поначалу интригует. Хочется разглядеть, кто срывается за рядами фигур в белой фате?  В каком таком дремучем лесу прячутся перепуганные мужчина и девушка, окруженные стаей голодных волков? Но потом понимаешь: это всего лишь режиссерская метафора ужаса, переполняющая людей, когда наступает морок, и выход только один – "пир во время чумы", то есть, первой мировой войны, что и делает молодожен Чехов (его играет Александр Горелов), фактически ничего не зная о своей невесте, с которой познакомился у Ольги Книппер-Чеховой. Компания лицедеев во главе с талантливым Мишей гуляет, имена Станиславского, Вахтангова витают в  безрадостном пространстве сцены, но все это не то, не то, к чему стремится рефлексирующий мастер перевоплощения, и трубные звуки "Принцессы Турандот" зовут его туда, где можно творить, без идеологии и цензуры. (Впрочем, как мне кажется, большей части зрительного зала эти имена тоже мало, что говорят, так как внутренняя кухня по изготовлению "театральных блюд" вряд ли кого-то интересует.)

Юрий Грымов использует в своей театральной эстетике формат кадров, которые монтируются затемнениями, беспорядочно тусующихся мест действия. Вот Ольга Чехова в лавке антиквара просит устроить ее продавщицей, а тот складывая и раскладывая кубики, словно играя ими, предлагает ей пойти в синематограф, где нуждаются в таких благородных барышнях голубой крови. В следующем эпизоде Ольга, (актриса Мария Орлова),летая на обруче, словно циркачка, сорится с кинорежиссером (артист Константин Конушкин), обвиняя его в профессиональной несостоятельности и грозится уйти со студии. Встреча с Адольфом Гитлером напоминает костюмированный фарс, лицо которого искажают набегающие тени, а скрюченная фигура в виде вопросительного знака, нависает над привилегированной актрисой рейха. Тут же появляется стеснительная Ева Браун, образец немецкой Гретхен (актриса Екатерина Васильева) и тщедушный Адольф (артист  Александр Горелов)в порыве нахлынувших чувств душит бедняжку, что ничуть не смущает уже много повидавшую Ольгу. (В какой-то мере это похоже на комикс, только почему-то не оформленный в рамку сюра). Даже перед могущественным Лаврентием Берия (артист Алексей Багдасаров) ученица Станиславского не трепещет, играя с ним, как кошка, гуляющая сама по себе, с разжиревшим псом, ждущим команды: "Фас!" Но команды не последует, и "бульдог" притворится другом, покорно завиляет хвостом перед знающей себе цену Ольгой Чеховой, которую теперь играет известная актриса Анна Каменкова.

 Что же касается постаревшего Михаила Чехова в исполнении Петра Воробьева, то он будет эпизодически появляться в луче света, демонстрируя уроки актерского мастерства с той же Мэрилин Монро – белокурой девицей с пышными формами актрисы Виктории Лукиной. Только не понятно, зачем режиссеру понадобилось нагружать двухчасовой спектакль красочными "завлекаловками"? Может быть ради того, чтобы в очередной раз подчеркнуть роль гениальных русских мастеров в становлении голливудских артистов? – Не смешно.  

  В итоге получилось несколько финалов. Казалось – спектакль уже закончился, ан -нет, начинается следующая, пояснительная тема и действие начинает пробуксовывать, обрастая новыми, необязательными подробностями, от которых сильно устаешь, потому что все, что было нужно уже сказано.

Любовь Лебедина.       

Источник

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up