-->
Юрий Грымов выпустил в Театре «Модерн» премьеру с названием «Ничего, что я Чехов?». Премьеру, которую многие осудили еще до того, как она вышла. Так уж сложилось, что нежелание Грымова пускать в «свой» театр других режиссеров кроме себя, его одиозные высказывания, комичные дресс-коды (а в какой-то период в «Модерне» вас могли насильно «упаковать» в прокатный пиджак, если бы сочли, что вы выглядите неподобающе легкомысленно) и спекулятивно-утилитарно-прикладное отношение к театральной режиссуре закрепило за Юрием Вячеславовичем в театральном мире негативную славу.
Однако любая предвзятость разрушительна. Преданная публика у театра и лично Юрия Грымова есть, она голосует за спектакли рублем. И редакция «Вашего Досуга» попросила рассказать о премьере Юлию Замятину, которой новый спектакль показался интересным. Возможно через ее оптику кому-то удастся взглянуть на премьеру с новой и неожиданной стороны.
Как рассказать о ХХ веке, если не с помощью тех, кто не просто в нем жил, а писал его историю? Как в рамках театральной постановки уместить эпохи, страны, великих современников и передать чувства не памятников, а живых людей из плоти и крови?
Нелинейность сюжета, четкий визуальный ряд, воспоминания и факты, превращающиеся в отдельные кадры, — вот, что приходит на помощь Юрию Грымову. Говоря о премьере «Ничего, что я Чехов?», невольно хочется использовать сравнения с кинематографом. Поговаривают, что самому Грымову это не слишком нравится, но если речь о синтезе кинематографической формы и театральных приёмов для проживания удивительной истории, то почему нет?
Гнетущий свет и его отсутствие, музыка и звуки, которые буквально вдавливают в кресло, монохром в костюмах – чернота и бездна погружают зрителей в другую реальность, где однажды встретились двое – Ольга и Михаил Чеховы. Гениальный актёр, любимый ученик Станиславского и учитель Мерлин Монро, Марлона Брандо и многих других голливудских звёзд. И государственная актриса Третьего рейха, агент нескольких разведок. Правда, в отличие от внушительного списка киноролей, ее работа в разведке остается лишь предположением. Вместе они были недолго (и несчастливо), хотя продолжали общаться и поддерживать друг друга в течение всей жизни.
Нетрудно догадаться, что этот спектакль вряд ли можно отнести к разряду love story. Но это и не классический байопик, не просто история двух личностей эпохального масштаба. В большей степени в спектакле видится всё-таки история Ольги Чеховой, а не её мужа. Возможно потому, что в пьесе Екатерины Нарцизовой-Шипуновой, которая лежит в основе спектакля, больше материалов и фактов связано именно с Ольгой.
Главных героев Грымов тоже «разъял» — не только на кадры, но и на этапы «Становления» и «Эпохи». На сцене сначала появляется совсем юная ясноглазая «девочка из хорошей семьи» (Мария Орлова) и уже известный, но по-мальчишески безответственный и несерьезный Чехов (Александр Горелов).
А потом… Потом приходят Анна Каменкова и Петр Воробьев. И даже если вам не нравится пьеса или хоть отбавляй будет вопросов к режиссеру и его взгляду, этот актерский дуэт заставляет забыть о реальности.
Когда спектакль о театральном и актерском ремесле дает исполнителям такого уровня возможность продемонстрировать свой талант, это уже достаточное основание спектакль рекомендовать. Дальше зрителей ждет захлестывающая сила эмоций, как на сцене, так и в зале. И эта сила перерастает в желание сразу после спектакля как можно больше узнать о судьбах Чеховых. А ведь еще только на входе в театр, многие думали, что в названии имеется в виду Антон Павлович.
При этом во время просмотра возникают и куда более серьезные мысли. Например, как сосуществуют власть и искусство? Можно ли Художнику заключить договор с властью и не потерять себя?
«Есть только одна реальность – художественная», — говорит в спектакле Ольга Чехова. Кажется, именно эту реальность спектакль «Ничего, что я Чехов?» воспроизводит в первую очередь. Настолько убедительно, что даже не возникает сомнений, что именно в спектакле — правда, а что — вымысел.