-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
19 февраля 2018

СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР! НАШ КАНДИДАТ — ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ! ГОЛОСУЙ ЗА ЦЕЗАРЯ!

Записаться

Всем хорошо известны «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Отелло» — эти шедевры мировой литературы и драматургии постоянно ставятся во многих «больших и малых» театрах. Но историческая пьеса о заговоре против великого римского полководца и императора «Юлий Цезарь» известна не так широко. Премьера пьесы великого драматурга состоялась в лондонском театре «Глобус» в 1599 году. В России произведение увидело свет рампы в 1903 году на сцене Московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко. В главной роли выступал выдающийся актер Василий Качалов. Затем пьеса была запрещена и не ставилась в России более ста лет! Тогда, по признанию современников, постановка являлась грандиозным повествованием о римской жизни, насквозь пропитанным идеями борьбы с тиранией.

Шекспировскую пьесу во всей роскоши сюжета, красок и звуков поставил, точнее, возродил к жизни Юрий Грымов. Спектакль о страсти, о жажде власти, о человеческих пороках, которые со времен Шекспира не изменились. Зрелище весьма необычное и далекое от привычного видения классической пьесы. Все происходящее на сцене – образ собирательный: тут Византия и Русь, Япония, Вьетнам, Англия…
Режиссер-постановщик Юрий Грымов так определил идею спектакля, не теряющего своей актуальности веками: «Это спектакль о страсти, о жажде власти, о человеческих пороках, которые со времен Шекспира не изменились. И, что самое удивительное, не изменятся. То есть иллюзии того, что какое-то произведение приблизит нас к осмыслению и мы изменимся – нет. Мы можем только констатировать факт, что мы не правы. И надеяться на то, что человек может задуматься».
Художественный руководитель театра выступил здесь не только как режиссер, но и как художник по свету, хореограф, автор подбора музыки, сценограф. Автор инсценировки Александр Шишов, а необычные красочные костюмы — дело рук двукратного обладателя премии «Золотая маска» Ирэны Белоусовой.

Почему вдруг спустя 100 лет была восстановлена на российской сцене эта пьеса? На эти вопросы худрук «Модерна» Юрий Грымов ответил иронично: «Я взялся за ее постановку не из-за стремления удивить, сделать открытие, а просто потому, что пьеса очень актуальна. Конечно, ставить Шекспира — всегда непросто, но я никогда не боялся сложных проектов. Чем сложнее материал, тем больше усилий, сильнее стремление сделать постановку на самом высоком художественном уровне. Когда был более наглым, но менее опытным, не мог поставить Шекспира. Теперь, когда менее наглый, но более опытный – самое время. Главный герой моего спектакля не Цезарь и не Брут, а народ, — подчеркнул Грымов, — народ, который совершает ошибки, а потом за них расплачивается, который так часто бывает лишь игрушкой в руках политической элиты. И мой спектакль не о россиянах или англичанах, а вообще о людях, которым, когда бы и где бы они ни жили, свойственны и зависть, и корысть, и предательство, и жажда власти. Хочется, чтобы люди задумались о том, что происходит в мире, когда верх берут человеческие пороки».
Могучий шекспировский язык доносят до зрителя яркие актеры Петр Ступин, Алексей Гиммельрейх, Игорь Яцко, Алексей Багдасаров и многие другие.

«Актеров выбирать очень легко – нужно просто искать интересных, талантливых людей. Мы специально не стали набирать актеров, которые знают Шекспира. А то мы бы увидели то, что уже видели», — рассказал журналистам знаменитый режиссер. В роли Цезаря – Петр Ступин, который снимался у Грымова в фильме «Казус Кукоцкого». «Я прямо говорю, мне интересно было с ним работать. Он думает, он ищет. Я иногда, когда сижу в зале, когда он не со мной работает, мне интересно смотреть, как вдруг из одного образа получается другой. Вот этот переход, игра», — сказал известный актер.
На роль Кассия режиссер пригласил актера и режиссера Игоря Яцко, которого ранее снимал в «Трех сестрах». Игорь так отзывается о совместной работе с Грымовым на театральной сцене: «А в театре он очень здорово работает с коллективными сценами, с большим количеством народу. Вот народные сцены — его конек. Он очень сильно это развивает. В этом смысле очень смело работает и очень подробно, а в смысле работы над драматургией материала делает подбор актеров, которые подходят. И очень доверяет. Дает направление, но актеры должны сами как-то шевелиться и понимать, что они должны играть».

Шекспир — вне времени и пространства. Эта история могла произойти тысячу лет назад, и сейчас, и еще через тысячу лет. Зрители видят ожившее предсказание, как будет развиваться история, если во главе всего встанут человеческие пороки и жажда вечных перемен, а главный исторический персонаж – народ – становится лишь игрушкой в руках заговорщиков.
Премьера спектакля «Юлий Цезарь» состоялась в канун годовщины работы Юрия Грымова на посту художественного руководителя театра «Модерн». Спектакль сложен и прост, страстен и жесток, уникален и суров, короче, вся сила современного театрального искусства была направлена гением Грымова на то, чтобы передать ту правду, которую через века несет гений Уильям Шекспир:

Порой своей судьбою люди правят.
Не звезды, милый Брут, а сами мы
Виновны в том, что сделались рабами…

Елена Минашкина.
Фото автора.

Источник

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up