-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться

Золотая клетка или ночлежка? Премьера «На дне» в театре «Модерн»

Рецензия на премьеру блогера Живого Журнала grushenka

Этот театральный сезон был щедр на премьеры, а еще он был настоящим сезоном открытий! Да, именно так! Мы открыли для себя удивительный театр, который без сомнения, становится одним из самых лучших и модных театров Москвы.
В слове "модный по отношению к театру нет никакого уничижения, наоборот. Модный это значит современный, чутко реагирующий на все изменения  в нашей  жизни.
5 июня, в театре "Модерн" состоялась премьера спектакля "На дне" по бессмертному произведению Максима Горького.
Это было настолько свежо, необычно и "по-модерновски" элитарно, что мы до сих пор находимся под впечатлением от увиденного и продолжаем восхищаться даром Юрия Грымова соединять классику и современность.

28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького. Скажите честно, вы читали его произведения вне школьной программы? Что именно для вас Горький? Может быть вы помните "Сказки об Италии" или "Песню о соколе"? Ну, конечно, помните! "Рожденный ползать летать не может".
А вот пьеса "На дне" трудна для чтения и восприятия. Я хорошо помню, как учительница литературы пыталась вложить в наши головы и души понимание пьесы, мы долго разбирали на уроках образы Сатина, Луки  и Васьки Пепла, но с большим облегчением вздохнули, когда все это закончилось.

Пьеса сложно дается молодым и неопытным душам в 16 лет. Мы не понимали почему все эти люди живут в костылевской ночлежке, почему они такие нищие, упавшие на самое дно жизни. Тяжелые монологи, смерть, драки, оскорбления и беспросветная тоска. Именно такое послевкусие осталось лично у меня после прочтения.

Но режиссеры советских театров ставили "На дне" охотно и часто и мне довелось увидеть несколько таких постановок, но вот то что удалось Грымову и актерам театра "Модерн" полностью перевернуло мое представление и о пьесе и об ее героях.

Сейчас в театральной среде идет много дискуссий на тему классики. Кто-то считает, что классические произведения незыблемы,  ни в коем случае нельзя переносить действие пьесы в наши дни, облачая героев в современные костюмы и платья и вкладывая в их уста совсем другой текст. Знаете, я пожалуй соглашусь.
Но Грымов пошел своим собственным путем и сделал невероятное. Герои ночлежки одеты в брендовые костюмы и туфли, мы видим на актерах пиджаки и брюки от Brioni, D&G, Kenzo и Louis Vuitton, они пьют дорогой виски из красивых хрустальных бокалов, посещают СПА салоны и абсолютно все имеют главный атрибут и предмет вожделения в сегодняшней жизни - айфон последней модели.
Но при этом каждый из них говорит именно то, что говорил и в 1902 году, когда Горький написал свою пьесу. От авторского текста ни режиссер Юрий Грымов, ни сценарист Елена Исаева не отошли ни на шаг.
Надо отметить, что Грымов уже не в первый раз, обращаясь к классике, тщательно сохраняет текст оригинала. Так было, например, в великолепном спектакле "Юлий Цезарь".

Вы знаете, со мной произошел настоящий  катарсис на этом спектакле. Я смотрела на сцену и на актеров, слушала, что они говорят и у меня рождалось стойкое ощущение, что я их всех знаю! Я понимаю все о чем они говорят, мне близки их страдания, искания и страсти. Все они абсолютно современны! Из глубины моего сознания вставали те образы, что мы так старательно изучали на уроках литературы, но они не были скучными и архаичными, наоборот, они были сегодняшними  и живыми!
Посмотрите вокруг, сколько вы знаете вот таких вот Насть, живущих  в золотых клетках вместе со старыми Баронами и мечтающими о настоящей любви? Жизнь в мире иллюзий перекочевала в аккаунты в инстаграмме, где современные "Насти" постят свои фотоньки на фоне шикарных интерьеров, серебряной посуды и дорогих авто, изо всех сил, доказывая  фолловерам, да и себе самим, что жизнь их удалась!
Настя из костылевской ночлежки отличается от всех этих девиц только тем, что не делала селфи, складывая губки "уточкой", а в свободное от продажи тела время, читала бульварные романы и рассказывала обитателям ночлежки о своих пылких романах то с Гастоном, то с Раулем.

Настя в исполнении Виктории Лукиной невероятно хороша! Браво, актрисе!

Сатин в исполнении заслуженного артиста России Владимира Левашева абсолютно органичен. Именно таким я его себе и представляла. Внутренний надлом этого человека, трагизм и циничность сбивают с ног. Мой муж был потрясен игрой этого актера, он пытался запечатлеть каждую секунду его роли, каждый ракурс.

Но центральной фигурой в пьесе Горького является, без сомнения, образ Луки. То, как Юрий Грымов увидел этого героя, меня удивило несказанно. Кто такой Лука? Старец, пытающийся наставить на путь истинный пьяницу-актера, успокаивающий умирающую Анну и раздающий советы направо и налево. В школе он мне казался героем положительным, такое светлое пятно  в этом темном, ужасном подвале человеческих судеб. Но у Грымова Лука - НИКТО! Понимаете, он абсолютный ноль, ненужный, лишний персонаж. Он не добрый, он добренький! А это большая разница, скажу я вам.
И вот перед нами появляется еще одна примета сегодняшней жизни - жеманный юноша с характерными интонациями в голосе, в идеально белой майке и в модных лоферах. Кто он?

Это и есть Лука! Горький не зря нарек его именно этим именем. Это не просто Лука, а лукавый  бес, внушающий людям то, что им никогда не постичь и не понять, уводящий их в мир иллюзий, а не помогающий обрести почву под ногами. Сам режиссер подобрал одно очень веское и точное слово, для определения Луки "Пи...ас". И это не ориентация, а сущность.

Анна в исполнении Марии Орловой, блестяще!

А вот эта гламурная красотка в исполнении Натали Юра - Квашня!

Васька Пепел в исполнении Виктора Потапешкина.  Ах, сколько мужчин сможет узнать себя в этом персонаже!

Лука в исполнении Александра Толмачева невероятно хорош! Это, пожалуй, главная режиссерская находка и украшение всего спектакля! Актеру браво!

Любовный треугольник Василисы, Пепла и Натальи. Все как и сейчас, ничего не изменилось ))

Надежда Меньшова в роли Василисы! Браво!

Костылев, муж Василисы и хозяин ночлежки - Александр Жуков

Актер и Наталья. Что у них общего? Человек, пропивший талант и женщина, что хоронит себя заживо не делая даже попытки уйти в другую, лучшую жизнь.

Наталья - Екатерина Грецова.

Барон - Алексей Багдасаров. Шикарный образ! Я вообще неравнодушна к этому актеру.

Посмотрите на Сатина. Вы видите его эмоции? Как актер погружен в роль? Полнейшее перевоплощение! Не перестаем восхищаться.

Сцена Пепла и Натальи бесподобна!

Татарин - Диллон Олойеде. Как вам?

После спектакля состоялась пресс-конференция.

Так что же это за спектакль такой "На дне"? О чем он? Нужен ли он нам сейчас в наше время? Поймут ли его зрители?
Я могу сказать только одно. Театр это живой организм. Он не может оставаться статичным, а должен меняться вместе со временем. Важно, чтобы в театре была жизнь. Мы почувствовали эту жизнь вчера вечером в театре "Модерн". Классическая пьеса обрела совершенно другое звучание, понятное  и близкое современным людям, живущим в в 21 веке и при этом сохранила все философские и глубокие сюжетные линии, что были тщательно выписаны автором больше ста лет назад.
Это удивительный и очень интересный микс, сделанный с огромным уважением и величайшим профессионализмом.

В сентябре Юрий Грымов пообещал, что в предстоящем сезоне 2017-2018 будет много премьер. Мы уже видели "Юлия Цезаря", "О дивный новый мир""Матрешки на округлости Земли", но спектакль "На дне", завершающий сезон, это, пожалуй, самая фееричная постановка "Модерна" на сегодняшний день. Это было великолепно!

Ну, а мы будем ждать новых премьер, следующий сезон будет ознаменован постановкой на сцене театра "Войны и мира"!.

Если вы, как и я в школе, не очень то жаловали Максима Горького, то еще не поздно переменить свое мнение. Сходите в "Модерн" и убедитесь в том, что пьеса о бедных людях живущих в ночлежке, так актуальна сейчас, когда многие из нас живут в "золотых сейфах" и на все у нас есть только один ответ:" I am fine"!

Фото и текст: grusgenka

Оригинал публикации с фотографиями: https://grushenka.livejournal.com/885629.html

Мы в соцсетях:
Поделиться:
Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up