-->
Раскрою небольшой секрет. Свои спектакли — да простят меня уважаемые зрители! — я ставлю «под себя». Потому что не представляю, как можно ставить спектакль, ориентируясь на чужое мнение. Я ставлю спектакли так, чтобы было интересно мне самому, чтобы меня это «цепляло», захватывало, чтобы это казалось красивым, чтобы вызывало эмоции. Если это мое высказывание резонирует с чьим-то еще настроением, и спектакль находит отклик у зрителя — это счастье и большая удача, но это уже другой разговор.
На репетициях я обычно всегда сажусь примерно на одно и то же место — это 15-е место в первом ряду. А когда занимаюсь постановочной частью — коррекцией мизансцен, светом, звуком, декорациями и тому подобным, это я делаю, как правило, сидя в нескольких конкретных местах нашего зрительного зала.
Почему я об этом говорю? Театралы со стажем прекрасно знают, что восприятие каждого отдельного спектакля очень зависит от того, где, на каком месте в зрительном зале ты сидишь. И, конечно, спектакль, увиденный из третьего ряда, — это одно, а спектакль, который вы посмотрели с двадцатого ряда или с балкона, — это уже практически другая постановка. Это если говорить о стандартных аудиториях. По моему глубокому убеждению, театральные залы вместимостью под тысячу человек и выше — это уже не совсем театр, это уже что-то близкое к выступлению на площади. И потому я так рад, что мы в «Модерне» далеки от этого гигантизма.
Есть еще один момент, который, по моему мнению, даже важнее, чем принцип «ближе-дальше». Это расположение в зрительном зале левее и правее от центра. Например, спектакль «На дне», который мы специально поставили в малом зале (эта напряженная и интересная история просто обязана быть камерной, она не для большой сцены), лучше смотреть, сидя либо по центру, либо немного правее. Потому что большинство мизансцен разворачиваются в направлении левой кулисы, и на левой же стене отображается игра теней. То же касается и ряда: для «На дне» оптимальный вариант — это первый либо третий ряды. Первый — потому что в этом случае вы практически участвуете в спектакле: низкая сцена, вас почти ничто от нее не отделяет, вам не мешают впереди сидящие зрители. Третий — потому что ряд расположен на ступеньке.
Я раскрываю эти небольшие профессиональные секреты, чтобы помочь зрителю. Я хочу дать такую небольшую подсказку — откуда, как мне кажется, смотреть наши спектакли лучше всего.
И со следующего месяца на сайте театра www.modern-theatre.ru на страницу каждого спектакля будет добавлена такая подсказка. То есть, к примеру:
«На дне» (малая сцена)
Рекомендованные Юрием Грымовым места для зрителей — 1-й и 3-й ряды, места с … по … .
На эти места мы установим символическую наценку — 100 рублей, просто потому что таковы требования компаний, продающих билеты: их программы должны как-то «видеть» и отличать выделенные нами места.
Необходимая оговорка: это ни в коем случае не значит, что остальные места в наших залах «бракованные». Тут я должен похвалиться: мы гордимся нашими залами, потому что они спланированы так удачно, что любой спектакль можно смотреть с любого места. И это не просто слова режиссера, который хочет привлечь публику. В нашем большом зале просто нет «слепых» или «глухих» мест. Тут имеет значение и размеры сцены (а она у нас очень широкая), и соотношение ее размеров с размерами зала — а зал у нас при этом не глубокий. Плюс новое звуковое и световое оборудование, установленное к началу этого сезона.
Универсального места, которое позволяло бы тебе увидеть всё, не существует. Но — попробуйте, последуйте моим рекомендациям, и, возможно, вы увидите наши спектакли по-новому.
В любом случае — увидимся в театре!
Юрий Грымов