-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться

"Подарить ощущение счастья после пьесы "На дне" - это особое искусство!": отзыв о спектакле Юрия Грымова

"На дне благополучия"

Если идешь в театр «Модерн» — жди неожиданностей. Любая классика здесь подвергается рассмотрению с ракурса, в котором существует, пожалуй, только настоящий художник. И не то чтобы все перевернуто с ног на голову, скорее постановщик находится в поиске нестандартных смыслов и решений, которые другие просто еще не заметили.

Пьесу Максима Горького «На дне» не пропустит ни один уважающий себя театр. Выбор у зрителя громаден — иди, куда душа просит. Любой мало-мальски просвещенный человек понимает, что сейчас он увидит бедность, убожество, несчастных, изверившихся людей, оказавшихся на дне жизни.

Во времена оные, социалистические, еще со школы внушалось этой самой известной пьесой основателя соцреализма, что подобная страшная жизнь героев — суть результат порабощения бедных богатыми. Проще говоря, акулий оскал системы капитализма. По правде говоря, сам писатель имел в виду нечто другое, и это понимали художественные умы начала двадцатого века. Горький, он вообще не так прост, как его пытались представить нам прежде. Однако, это тема другого разговора.

Юрий Грымов в своем спектакле решил поставить во главу угла мысль нехитрую, но крайне важную. Беден ли ты или богат, живешь ты в ночлежке или в коттедже на Рублевке, если потерян смысл существования, то на этом можно спокойно закончить свою жизнь. Она больше не нужна ни тебе, ни, тем более, окружающим.

Спектакль убийственно ироничен. Менталитет, повадки, манера одеваться «вырви глаз» и манера речи представителей класса «новый русский» схвачены точно и даже слегка гиперболизированно. Этот прием не нов: кто не показывал их такими, особенно, когда тема девяностых была еще на гребне волны? Удивительно, но когда на это пиршество цвета и звука накладывается горьковский текст, то он без всяких режиссерских усилий становится в высшей степени актуальным. Как и вечная острота проблематики, ведь классика на то и классика, чтобы скрывать в своей основе никогда не увядающие темы человеческого бытия.

Все в этой бурлящей энергией постановке направлено на то, чтобы подтвердить истину: «Человек — это звучит гордо». И тут совершенно не важны ни возраст, ни национальность, ни сфера деятельности героев, заложенные некогда автором в пьесу. В спектакле можно увидеть молодого Луку (Александр Толмачев) в образе философствующего стилиста-парикмахера то ли метро, то ли гомо-сексуальной ориентации. И ведь как верно ухвачены повадки, как точно подмечено, что мужчины в этой профессии нередко воздушно-женственны и склонны к умозрительности и неискренней филантропии! Как с неба сваливается на зрителя чернокожий Татарин в цветастом костюме (Диллон Олойеде), и всечеловеческий глобализм горьковской пьесы становится более чем очевидным. Сибаритствующий Сатин (з.а. РФ Владимир Левашев) произносит свой знаменитый текст про Человека в слегка подвыпившем состоянии, отчего смысл его почти переворачивается, но остается по прежнему значимым. Франтоватый Клещ (Алексей Баранов), хотя и одет, как опереточный герой, но, действительно, похож на пролетария какого-нибудь крупного завода, пусть и утратившего рабочую жилку и честь.

Собственно, на блестящей актерской игре всех без исключения и держится постановка.

Бессмысленно перечислять всех героев, ведь в этой пьесе практически нет главного, важны все, и каждый наделен личным монологом, раскрывающим не только подробности его биографии, но и отношение к той жизненной ситуации, в которой он очутился.

И Горький, и Грымов сказали одно и то же. Человек звучит гордо, когда он деятельно идет по своему пути и не пасует перед обстоятельствами. Нет людей, которые проживают свою жизнь исключительно гладко, но те, кто падает и не поднимается со дна, а начинает жить воспоминаниями, никчемным словоблудием и ожиданием чудесного избавления от случившейся невзгоды — они на дне. Дно — это не ночлежка и не вилла за железным забором. Оно у каждого свое и, возможно, цель существования Человека — не дойти до засасывающего илистого дна, а если туда свалился, то найти в себе силы вынырнуть на поверхность и идти дальше.

Оттого-то в этом спектакле очень рельефно понимание красоты жизни. Оно в цветистости костюмов и ювелирки от Фаберже, оно в жизнеутверждающей музыке и в надежде на то, что всегда есть шанс остаться Человеком. Как знать, возможно, это единственная постановка философской драмы «На дне», после которой остается ощущение счастья и света, потому что они там есть! Это был праздник, а подарить это ощущение после пьесы "На дне" — почти немыслимо, это особое искусство.

Автор Дарья Евдочук

Ближайшие показы спектакля "На дне": 4 и 19 ноября

Мы в соцсетях:
Поделиться:
Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up