-->
Пьеса Горького «На дне», погружающая в жестокий мир человеческой природы, близких до интимности метаний, зазвучала сильно и мощно в новой постановке Юрия Грымова.
В московском театре «Модерн» состоялась премьера спектакля Юрия Грымова «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького. В этом спектакле виден авторский почерк режиссера – ни одного слова от себя, полностью оригинальный горьковский текст, лишь в несколько сокращенном виде, но при этом – абсолютно новый взгляд и новые образы, делающие связь пьесы с современностью поразительно прозрачной.
В ее героях – обитателях ночлежки для неимущих, ворах и пьяницах, опустившихся на дно общества – с удивлением можно узнать своих знакомых, близких и дальних, даже самого себя. Прямой и беспощадный текст пьесы обнажает одни и те же пороки и надежды, вечные вопросы и проблемы, объединяющие людей совершенно разных эпох и социальных статусов.
Режиссер Юрий Грымов так описал свое восприятие этого автора:
Горький для меня – это абсолютная плоть, это не мышцы и кости, это мясо. Но тут вдруг неожиданно он для меня расцвел. «На дне» - это очень тяжелое чтиво, но когда мы решили, что мы его делаем, когда это попало в голову актерам – оно вдруг превратилось во что-то очень личное, интимное, про каждого из нас. Для меня в этом гений Горького».
Но, возможно, не зазвучал бы так убедительно Горький с современной московской сцены, если бы не талант режиссера. Дело в том, что Грымов нашел образы для героев в нашей современной действительности. Например, странник Лука – герой без биографии, без личной трагедии, лицемерно жалеющий жителей ночлежки и дающий им иллюзорные надежды – становится в прочтении Грымова гламурным хипстером. Это апогей современной глобализированной культуры – теплохладный человек-космополит без проблем и забот.
Неслучайно именно этот персонаж несколько раз появляется на сцене со звонящим телефоном – важной деталью, ставшей в спектакле символом смерти. Сразу вспоминается знаменитая фраза из проповеди английского священника «По ком звонит колокол», и со сцены будто бы звучит немой вопрос – по ком звонит телефон?
Режиссер умело использовал и приемы контраста: один герой умирает, другой в это время самозабвенно читает стихи, одни в отчаянии плачут, другие безудержно веселятся, одни сквернословят, другие молятся. Хоть они и собраны в одном месте, люди глубоко одиноки в своем несчастье, и многочисленные контрастные сцены усиливают этот драматизм.
Может быть, секрет реалистичности сцен и персонажей – в особом подходе Юрия Грымова, совмещающем коллективное творчество всей труппы, когда актеры предлагают свой взгляд на роли, и довольно строгое руководство режиссера.
Театр – это коллективное творчество, как и поход на корабле. Но при условии, что корабль управляется капитаном – а я был в кругосветке и знаю, что это такое. А если начинается коллективное управление – корабль тонет», - отметил Юрий Грымов.
Спектакль «На дне» не столько развлекает, сколько учит зрителя, вытаскивая его из спешащего городского ритма в плоскость вечного. Он заставляет задуматься о правде и ответственности, о смерти и страдании и о том, что на самом деле важно в нашей жизни.
Автор: Александра Петрова
Фото и Источник: телеканал «Царьград»