Вкл Обычная версия сайта Включить изображения Выключить изображения
Записаться

Марина Сулчани

"Всегда хочется, чтобы в пьесе было что-то, что поднимает человека к небу"

В апреле 2020-го года состоится премьера нового спектакля Юрия Грымова "Человек с глазами Моцарта", в основе которого - пьеса современного автора из Екатеринбурга Марины Сулчани. Постановка приурочена к 75-летию Победы.

Эта трогательная, живая история о простых людях происходит в первые военные годы. Множество линий сплетаются воедино в пьесе Марины Сулчани - женская искренняя любовь и непобедимая вера, сила музыки и творчества, выбор человека между добром и злом. Это рассказ о хороших людях, которые оказались в экстремальных обстоятельствах, раскрывших суть каждого из них.

В интервью драматург объяснила, почему обратилась к столь непростой теме, и почему эта история касается каждого. А также рассказала, какой театр нужен сегодня, и что она ожидает от спектакля Юрия Грымова.

В пьесе "Человек с глазами Моцарта" Вы затрагиваете непростые темы. Более того, очень реально описываете сцены, которые действительно происходили в тот период. Откуда эта детальная точность? Вашей семье близка военная история?

- Мне всегда была интересна военная тематика, и в какой-то момент захотелось поделиться собственным, современным взглядом на события тех лет. Отчасти, рассмотреть их сквозь призму человеческой сущности. Я написала эту пьесу достаточно давно, когда училась в Екатеринбургском государственном театральном институте на курсе Николая Владимировича Коляды. Тогда я решила попробовать себя в другом жанре, сделать что-то несвойственное мне самой. А еще мне очень захотелось влюбиться в родную историю. Я начала много читать, изучать документальные и художественные материалы, смотреть фильмы и снимки военных лет. 

Что-то Вас особенно поразило из тех источников?

- Помню, я общалась с одним человеком, у которого дед служил под Севастополем. Он описал живые подробности из его воспоминаний. Именно тогда в моей голове родился один из эпизодов пьесы: когда женщины выкупают пленных солдат. Ведь это правдивая история, факт - в военное время было огромное количество пленных, которых "раздавали" местным, так как транспортировать их было крайне накладно. Также отложились в памяти плакаты первых военных лет с призывами дружить с немцами. Один из них гласил: "Солдаты Гитлера - друзья народа".

Пьеса "Человек с глазами Моцарта" полна образов и символов. Например, дорога, - Вы начинаете рассказ с нее и заканчиваете ей же. Что "дорога" значит для Вас?

- Я пересмотрела огромное количество фотографий того времени: на них запечетлено столько разбитых, дорог, по сторонам которых стоят разрушенные дома, сожженные деревни, брошенная военная техника! Для меня война ассоциируется с этим бездорожьем, она и есть бездорожье. Но я очень надеюсь, что "дорога войны" конечна, что человечество больше никогда не переживет подобные события.

От чего это зависит, на Ваш взгляд?

- К сожалению, люди не меняются, их глубинные чувства и потребности все те же. Но у нас должно присутствовать понимание того, что несет война для человека, а также осознание ценности мира! Сегодня технологии шагнули далеко вперед, изменились рычаги давления на людей. Мне хочется надеяться, что их использование не приведет к огромным жертвам.

Любовь, надежда, жизнь... В пьесе Вы противопоставляете им те "зверские" черты, которые с приходом войны стали проявляться у когда-то самых близких, знакомых с детства людей. Неужели так просто перестать быть человеком и превратиться в животное?  

Я считаю, что без любви и надежды вообще не существует никакого произведения, да и самой жизниПока человек жив, в нем доминируют любовь и вера. Они маршируют сквозь всю нашу жизнь, но очень сложно их сохранить. Люди не ангелы. Под воздействием тяжелых обстоятельств они могут показать себя с самых неожиданных, порой ужасных сторон. Этого не избежать – а как бы вы себя повели в такой экстремальной ситуации, как война? Что стало бы пусковым механизмом для вас? Люди могут быть несовершенными, могут меняться, в худшую сторону, в том числе – это жизнь. C'est la vie.


Четко видна яркая линия творчества в пьесе. Вы считаете, что искусство было способно помочь людям?

- С моей стороны была попытка так помочь им. Всегда хочется, чтобы в пьесе было что-то, что поднимает человека к небу.

Сегодня снимают много фильмов на военную тематику, а постановок в театрах - крайне мало. Кто-то считает, что не стоит так часто напоминать современному человеку о войне. Что думаете об этом Вы?

- На эту тему нужно говорить, в любом случае. Это не только наша история. Очень важно, чтобы будущие поколения знали и помнили, через что прошли наши бабушки, пробабушки, чтобы не повторить великую трагедию. Эту страницу истории нельзя забывать. А что касается театра, уверена, что достойный рассказ о военном времени зрителям будет так же интересно увидеть на театральной сцене, как и в кино.

По Вашим наблюдениям: большей популярностью у сегодняшнего зрителя пользуются современные постановки или классика?

- В театре имеет место быть все. Авангардный подход или классический - зритель сам выберет, что ему ближе. Мне лично интересно разнообразие, в том числе, работы молодых режиссеров. Это свежий взгляд на театр и на мир вцелом. Сегодня нужно ходить в театр, там ощущается иная, более тонкая атмосфера. Последний раз я смотрела в нашем местном Свердловском академическом театре драмы "Чайку" - классическую постановку с небольшими современными элементами. Я была поражена до глубины души! Впечатление колоссальное. Думаю, сейчас я уже дозрела до этого произведения Чехова и восприняла его абсолютно по-другому. То, что раньше проходило мимо меня, моего понимания, теперь я осознала в полной мере, и мне стало страшно от некоторых вещей. Если говорить про более современный подход, то для себя я выделяю екатеринбургский "Коляда-Театр". Очень его люблю.

Вашу пьесу не ставили раньше. То, что Юрий Грымов как режиссер выбрал именно ее для своей постановки, наверняка взволновало Вас. Что ожидаете от спектакля "Человек с глазами Моцарта" театра "Модерн"? Какой персонаж пьесы будет самым трудным для актеров?  

- Действительно, пьесу ставят впервые. Однозначно, мне безумно интересно, что получится у Юрия Грымова и артистов "Модерна"! Зная о самых неожиданных режиссерских ходах Юрия, мне даже сложно предположить, что он придумает! (смеется). Но я уверена, что зрители пойдут в театр на эту постановку. С нетерпением жду премьеры в апреле! На мой взгляд, самый трудный характер - это Надя. Тут столько намешано эмоций, столько глубины и переживаний... От актрисы, исполняющей роль, потребуется много усилий, это будет огромный труд и тяжелый путь артиста.

Я бы хотела пожелать всем нам не забывать театр. Конечно, есть момент материальный, кто-то может позволить себе купить билет, кто-то ограничен в средствах. Но скажу точно: если возможность и время есть - лучше пойти в театр, чем просидеть в интернете или посмотреть кино среднего качества и сомнительного содержания. 

P.S. Говоря о литературных произведениях, посвященных Великой Отечественной, Марина Сулчани выделяет повесть Эдуарда Веркина "Облачный полк". Несмотря на то, что драматург прочитала ее уже после написания пьесы "Человек с глазами Моцарта", именно эту повесть она считает ориентиром для человека любого возраста - она дает понимание того, чего стоит мир и человеческая жизнь, и как война меняет все вокруг. "Эдуард Веркин - наш современник, но он изобразил все настолько правдиво, будто жил там и видел все своими глазами. Мощнейшая повесть, такой авторский и очень честный взгляд на войну. Меня поразила искренность повествования. Есть эпизоды настолько кинематографичные, что ты моментально представляешь картины, которые описывает автор, и тогда становится по-настоящему жутко".

Беседовала Александра Тархова

 О сценаристе:

Марина Сулчани родилась в 1982 году в Екатеринбурге. В 2005 году окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности английская и немецкая филология.

С 2006-2008 годы стажировалась в Германии.

В 2009 году поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт на курс Николая Владимировича Коляды "Литературное творчество".

Автор пьес "Весна в Пустыне", "Я буду Золушкой", "Человек с глазами Моцарта" и других.

Уважаемые зрители!

В нашем театре принят умеренный дресс-код: допустим нестрогий костюм, классические джинсы, полувечерние платья (стиль smart casual), after five (одежда после пяти).


Просим Вас воздержаться от одежды и обуви спортивного стиля, футболок и маек, а также исключить шорты.


Пусть вечер, проведенный в «Модерне», станет для Вас особенным! Увидимся в театре!

 
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up