-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться
04 марта 2020

Маргарита Шилова

«У каждого из нас есть свой стеклянный шар со страстями и тайнами»

Зрители театра «Модерн» знают Маргариту Шилову, заслуженную артистку России, по нескольким главным ролям в комедийном спектакле режиссера Сергея Аронина «Деревянный мальчик и мясная женщина» (премьера состоялась в конце февраля). Актриса успешно сотрудничает с несколькими театрами, много ездит по гастролям, играет в собственных проектах.
О том, какие сказки популярны сегодня, и как важно существовать на одной волне с режиссером, а также - тяжело ли быть Утконосом, и как просто без любви стать Человеком-невидимкой - Маргарита Шилова рассказала в интервью.

Мы знаем о Вас немного, пока. Вы давно сотрудничаете с Центром имени Вс. Мейерхольда, расскажите о своих проектах в этом театре.

- В Центре Мейерхольда я играю в замечательном, удивительно атмосферном спектакле драматурга Михаила Бартенева и режиссера Александра Огарева «Когда я была маленьким мальчиком». Это спектакль «на двоих», мы представляем его с моей партнершей по сцене Александриной Мерецкой. Несмотря на то, что эта сказочная постановка рассчитана на детей, она затрагивает темы далеко не детские. Получается интересная штука – дети на этом спектакле хохочут, а взрослые - плачут.

Спектакль посвящен замечательному датскому сказочнику Рэю Нусселяйну, открывшему для нас когда-то "новую волну" европейского детского театра: артисты общаются с детьми на абсолютно доступном, простом языке, обсуждая при этом важнейшие и очень сложные темы. Вот, скажем, в нашем спектакле звучат темы смерти, жертвенности, привязанности, принятия себя, всех своих эмоций, слез. Говорим о том, что когда тебе грустно – можно и нужно плакать, когда весело – искренне радоваться. «Когда я была маленьким мальчиком» - спектакль достаточно известный, мы играем его уже третий год, выступаем на международных фестивалях. Он мне очень дорог."Когда я была маленьким мальчиком". Фото Н.Николаевой

Также отмечу постановку «Дети ворона» в Центре Мейерхольда, поставленную по повести Юлии Яковлевой (режиссер Екатерина Корабельник), в которой я играю сразу несколько ролей.

Вы говорите с детьми на одном языке. Наверняка, это нужно не только детям, но часто и взрослым. Почему, на Ваш взгляд, с возрастом нам становится так трудно воспринимать самые простые истины?

- Для меня ценно, что после спектаклей к нам подходят зрители, причем, не только мамы, но и папы, говорят слова благодарности. Помню, кто-то сказал: «Ваш спектакль перевернул мое сердце и мировоззрение». Это очень важно. Я считаю, что многое зависит от правильно найденной подачи материала: язык постановок не мрачный и не назидательный. С одной стороны, он достаточно легкий, а с другой – из этой легкости выходят очень важные ощущения, эмоции. Они дают зрителю понимание многих вещей. Мы очень волновались, когда везли спектакль «Когда я была маленьким мальчиком» в Казахстан, где совсем другая территория, культура. Но его восприняли великолепно, зрители отметили новый камерный формат спектакля для детей. Мы всегда стараемся максимально честно, серьезно и искренне разговаривать с маленьким зрителем. Надо сказать, что такой формат достаточно тяжелый, играть спектакли для взрослых гораздо проще! Обмануть ребенка, пригласив его хлопать в такт громкой задорной музыке, ничего не стоит. Но если вот так фальшивить, превращать спектакль в аниматорство - лучше тогда вообще для детей не работать.

Может, в сегодняшнем мире не хватает именно такого общения? С детьми - на равных, как с «большими», а со взрослыми – более честно? Мы разучились быть искренними?

- Я бы хотела, чтобы у нас было больше таких спектаклей, которые позволили бы людям посмотреть друг на друга по-другому. Родителю - взглянуть иначе на своего ребенка, а ему – на друзей, окружение. Постановок, которые говорили бы о том, что в мире существует милосердие, любовь. Эти понятия никто не отменял, какое бы время и мода не были! Человек всегда будет стремиться к теплоте. Каждый хочет, чтобы его любили. Даже преступник нуждается в любви. Хотя, любить в ответ способны далеко не все.

Удивительно, какой магией наполнен спектакль Сергея Аронина «Деревянный мальчик и мясная женщина»! Зритель не просто полностью погружается в действие и сопереживает героям, но внутри открываются самые потаенные уголки сердца. Как вы это делаете, настраиваетесь на такую волну?

- Это большая заслуга режиссера Сергея Аронина. Я видела много его спектаклей, не в первый раз с ним работаю. Он умеет создавать изумительную атмосферу спектакля, это очень тонкая материя. Аронин - «атмосферный» режиссер, я не представляю, как ему это удается! Он потрясающий человек. Мне кажется, актеры театра «Модерн» его тоже полюбили и относятся с большим доверием. Он создает особый микроклимат, обстановку полной свободы, доверия с артистами, настраивает нас на необходимую волну.

Что касается атмосферы спектакля «Деревянный мальчик и мясная женщина», режиссер создает ее буквально из воздуха! Тут и сказки, и загадки, много юмора, есть что-то поучительное. Это совсем новый спектакль, он только начинает свою жизнь в театре, поэтому его можно открывать и открывать, находить все время что-то новое! Отмечу, что в «Модерне» обстановка сама по себе располагает к творчеству, она насыщенная, доброжелательная. Мне очень приятно видеть, как ко мне отнеслись артисты Вашего театра, я почувствовала доверие, интерес, будто мы давно работаем вместе. Это изумительные партнеры, талантливые актеры.

Конечно, то, что художественный руководитель театра «Модерн» и продюсер новой комедии Юрий Грымов принял такое живое участие в постановочном процессе, дорогого стоит. Мы очень чувствуем его поддержку, «руку старшего товарища». Он действительно опекает нас, относится по-отечески, за что ему огромное спасибо.
Юрий Грымов на пресс-показе спектакля "Деревянный мальчик и мясная женщина". Фото Ю.Мешковой

Спектакль «Деревянный мальчик и мясная женщина» поставлен по сказкам американского современного драматурга Дона Нигро. Все они в той или иной степени говорят о внутренней свободе. Есть ли, на Ваш взгляд, наши, родные авторы, которые учат таким же вещам?

- Дон Нигро – удивительный драматург, он написал  более двухсот пьес, среди которых есть истории о Чехове, Мандельштаме, Цветаевой. В частности, на тему взаимоотношений Чехова с Лидией Мизиновой. Поэтому, на мой взгляд, его можно назвать американо-русским драматургом, крайне психологичным, хотя и работающим на грани абсурда, а порой - и за гранью.

Сказки из комедии «Деревянный мальчик и мясная женщина» хорошо известны всем. Кто не знает Пиноккио, Мэрлина, Гензель и Гретель? Фишка Дона Нигро в том, что он придумывает парадоксальные развязки знаменитых сказок, вкладывая в них порой абсолютно противоположные смыслы!

Шекспир тоже придумывал оригинальные развязки (и завязки) к известным в его времена сюжетам.Сказка "Мэрлин". Фото Ю.Мешковой

Если бы Вы не стали актрисой, кем бы были?

-  Пожалуй, у меня никогда не было альтернативных вариантов – я с раннего детства  хотела стать актрисой. Лет с трех я твердо это знала. Мне нравилось читать стихи, собирать вокруг мам, бабушек, которые с удовольствием меня слушали. Я была в центре внимания, бабули меня хвалили, говорили, какой у меня громкий голос. Забавная деталь - меня научили, что раз «ты хочешь быть артисткой», надо погромче говорить. Потом соседки по дому рассказывали мне смешную историю: «…Ты выходила на балкон, громко читала стихи, потом тебе казалось, что недостаточно громко, и ты уже кричала во весь голос – «Буря мглою небо кроет!» И тут всех просто сдувало!» (смеется).

В свое время у меня была мечта сыграть Джульетту и Нину Заречную. Джульетту я сыграла, Заречную – пока нет. Сейчас я смотрю на мир немного по-другому. Мне интересен не столько сам материал, сколько его основа – кто написал, про что написал. И мне крайне важен режиссер, даже важнее пьесы. Бывает, что материал велик (например, классика), а режиссер запутывается в частностях, и я престаю его понимать. Для меня принципиально существовать с режиссером на одной волне, понимать, что он хочет в целом и конкретно от моего персонажа. Не покривлю душой, если скажу, что те спектакли, которые я сейчас играю, детские и взрослые – они все и обо мне, в них есть частичка меня.
Маргарита Шилова (из личного архива)

Комедия «Деревянный мальчик и мясная женщина» - очень необычный формат театра, современный, знаковый. Мне кажется, что он очень органичен театру "Модерн". Я бы хотела поработать с Юрием Грымовым. При том, что мне дорога и площадка Центра Мейерхольда, люди, с которыми мы работаем много лет. А еще я сотрудничаю с театром "Снарк", который возглавляет Юрий Алесин, играю в двух замечательных спектаклях – «Сын великана» (моно-спектакль) и «Город клоуна Пика», одну из главных ролей в котором исполняет как раз Сергей Аронин.

Юрий Грымов пригласил Вас в труппу театра «Модерн». Что думаете по этому поводу?

 - Меня пригласили войти в труппу со следующего сезона. Кончено, это предложение для меня очень лестное, но и неожиданное. Я человек, привыкший к определенной свободе. Поэтому Быть частью труппы и очень интересно и тревожно! Но Я люблю узнавать что-то новое, иное пространство, людей. И, конечно, такой режиссер, как Юрий Грымов, не может быть неинтересен! Кстати, признаюсь, что я крайне редко успеваю сходить на какие-то спектакли, помимо моих собственных. Это просто катастрофа! Но приятным исключением стал «Модерн» - недавно я посмотрела спектакль Юрия Грымова «Ничего, что я Чехов?». Он произвел на меня огромное впечатление! Анна Каменкова просто умопомрачительная актриса! И ее партнер, актер Пётр Воробьев, который играет Михаила Чехова в возрасте. Это невероятный актерский ансамбль! Спектакль прекрасен в постановочном плане, здесь присутствуют какие-то высшие субстанции, актеры работают на каком-то ином уровне. Их внутренняя любовь очень вдохновляет и отрывает от земли.
Спектакль Юрия Грымова "Ничего, что я Чехов?". Анна Каменкова и Пётр Воробьев

- Вы говорите, что важно быть на одной волне с режиссером. Ваш яркий дуэт с Сергеем Арониным в новой комедии не оставляет равнодушным ни одного зрителя, настолько он слажен и «сделан со вкусом». Как вы нашли такую гармонию друг с другом? И какая новелла спектакля наиболее важна лично для Вас?

- Не будем забывать, что Сергей Аронин не только играет в спектакле, но и является режиссером. Весь этот «альманах» он выстраивал, исходя из своего миропонимания.  Я с большим  уважением отношусь к нему как  к режиссеру и актеру. Действительно, мы уже понимаем друг друга на каком-то интуитивном уровне, что передается зрителям в зале.

Возвращаясь к новеллам, представленным в комедии «Деревянный мальчик и мясная женщина»: мне так нравится финальный момент в сказке «Поездка в санях», когда начинает идти снег. Главный герой мечется, не понимая, что с ним происходит, неужели он всю свою жизнь ходит по кругу и живет в стеклянном шаре? Тогда другой персонаж, которого исполняю я, говорит – «Смотри, снег пошел…».

А значит, есть в этом мире нечто непреходящее – идет снег, светит солнце. Что бы ни случилось, есть вещи, которые неизменны – есть любовь, есть жизнь, есть смерть, есть снег...

Сказка "Поездка в санях". Фото Ю.Мешковой

А есть и страсть! Как раз в новелле «Человек-невидимка», в которой играют артисты театра «Модерн» Юрий Соколов и Карина Жукова. Здесь поднимается тема одиночества, когда человек, который ищет любви и не находит, становится невидимым, его никто не замечает. Это очень философская история.
Сказка "Человек-невидимка". Фото Ю.Мешковой

Совершенно потрясающая новая новелла спектакля – «Утконос» с Надеждой Меньшовой в главной роли! Она играет удивительно смешно и правдоподобно, очень талантливая комедийная актриса. В новелле заложены такие глубокие смыслы!

Кто ты? Утконос? Гадкий утёнок, который превратится в прекрасного лебедя? Человек ищет вторую половинку, не знает, к кому прибиться, «несет ли он сам яйца или кто-то ему должен снести?» (смеется).

Сказка "Утконос". Фото В.Виноградова

А история про индюшек, которые живут в одном дворе: когда все идут на бойню, одна индюшка уходит в поисках Саксофонного дерева… Или моя несчастная героиня из новеллы «Пиноккио», которая знакомится со всеми мужчинами подряд, такой клуб «кому за 30», и вот она уже пришла на свидание к кукле! Но кукла ли это? Здесь много аллегорий.

В «Мэрлине» же заложена еще более жесткая определенность – вроде из благих побуждений, но ученик все же предает, убивает своего учителя. Конечно, мы представляем все с каплей иронии, но эта глубокая трагедия ощущается.

Есть ли фразы в спектакле, которые Вы от лица своих героев каждый раз произносите с искренним удовольствием?

 - Их много, каждую новеллу можно разбирать на цитаты. Пожалуй, я выделю момент из «Пиноккио», когда моя героиня говорит про мужчин – «Почему мне всегда попадаются одни ненормальные? Последний пытался фотографировать мои локти, был и тот, кто убеждал меня, что его в детстве растлили белки!». А ведь я лично знаю таких женщин, которые готовы встречаться с кем угодно, что бы человек из себя ни представлял. Они всегда ищут во всем позитив! Ей говорят: «Он же тебя до нитки обобрал!» А она – «Лучше так, чем быть одной!».
Сказка "Пиноккио". Фото Ю.Мешковой

Очень важная для меня составляющая спектакля «Деревянный мальчик и мясная женщина» – воспоминания главной героини в стеклянном шаре. Она вспоминает, как ребенком брала в руки такой же предмет. 

У каждого из нас есть свой стеклянный шар со своими страстями, тайнами, памятью.

Мы либо дорожим ими, либо не хотим больше туда возвращаться. Это прекрасный монолог.

Тогда возможно ли выйти из этого шара?

 - Пусть зритель сам для себя это решит. На мой взгляд, хотя бы осознание того, что ты находишься внутри шара – это уже важный шаг. И надо ли  вообще пытаться сделать землетрясение, чтобы он треснул?... Ответа на этот вопрос я пока не знаю.

 Беседовала Александра Тархова

Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up