-->
Версия для слабовидящих: Вкл Обычная версия сайта Изображения: Включить изображения Выключить изображения Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться
10 сентября 2018

Надежда Меньшова

Интервью с актрисой театра «Модерн» Надеждой Меньшовой.

Что повлияло на выбор Вашей профессии?
 
– Вы знаете, я очень хорошо училась в школе, прямо отличницей была. Очень любила математику и физику, и даже ездила районные олимпиады по физике. Мой дедушка всегда мечтал о том, чтобы у меня была нормальная профессия. Как-то он мне говорит: «Надя, обрати внимание на Плехановский институт». В то время не было интернета, и каким-то образом мне удалось узнать, что при Плехановском институте открыта школа, в неё-то я и решила поступать. Я усердно готовилась, мне даже наняли репетитора по алгебре и геометрии. Но когда я пришла туда на вступительные экзамены, то ничего решить не смогла. Я понимала, что нужно собраться с силами и поступать в другую школу. Узнав, что в школе № 179 существует математический класс, я решила пойти туда. Когда там узнали, что я хочу именно в этот класс, то очень обрадовались, сказав: «Как хорошо! У нас там одни мальчики, и девочки нам очень нужны. Давайте без экзаменов вы сейчас быстро решите мне одну задачку, и я вас туда возьму». Я обрадовалась, но задачку решить как не пыталась, так и не смогла. И тут экзаменатор мне говорит: «Ты мне очень понравилась, давай я тебя запишу в гуманитарный класс». И вот чудом я попадаю в эту школу. В ней мне было тяжело, поскольку она была с уклоном на изучение английского и итальянского языка. Я включала на магнитофоне аудиокассету с песнями The Beatles, и пыталась хотя бы так усовершенствовать свой английский язык.
Мама видела, что язык мне не дается, и однажды рассказала мне, что при Щепкинском училище есть 232-ая школа. Туда ничего не надо для поступления. Только стихотворение прочесть, басню рассказать и песню спеть. Я обрадовалась и стала поступать туда. Тогда набирал учеников Виктор Иванович Коршунов. В школу меня приняли, а вот после её окончания в Щепкинское училище он меня не взял.
 
Я год танцевала в кордебалете цирка, и через год всё равно поступила в Щепку, на курс Владимира Алексеевича Сафронова.
 
Вы работаете в театре «Модерн» уже более 20 лет. Завершившийся 30-й сезон подарил Вам роли сразу в 4-х новых спектаклях, среди которых главная роль в «Матрёшках на округлости Земли». Что Вам помогает в работе?
 
– Для меня это был 20-й юбилейный сезон в театре «Модерн», где я начала работать с 1997 года.Это сезон действительно для меня получился очень праздничным и очень счастливым, потому что не каждый актер может похвастаться таким количеством премьер. И, конечно, для меня это огромное счастье. Счастье – работать с режиссером Юрием Грымовым и я очень горжусь тем, чтоон мне доверяет роли, что я интересна ему и в таком виде, и в таком. И хотелось бы, чтобы и дальше у нас взаимный интерес не угасал с ним.
 
Расскажите о своей героине Матрёшке-кудапрёшке в спектакле «Матрёшки на округлости Земли».
 
– Спектакль «Матрёшки на округлости Земли» – о том как три женщины отправляются на тот свет, чтобы значит обменять свои жизни на жизни своих любимых. Я играю Матрёшку-кудапрёшка. Наверное, поэтому автор так и назвал её «кудапрёшка», потому что куда она прётся, она может и сама не понимает, но она прёт с такой силой и с такой страстью, что и ведёт за собой ещё и двух своих подруг, которые туда и не собирались. В спектакле по сути три главных роли, но это одна женщина, одна в другой, как матрёшки.
 
Я очень люблю эту роль. Любая мать, не задумываясь, отдала бы свою жизнь ради жизни ребенка, но для меня лично здесь очень отчётливо звучит ещё и тема встреч с теми людьми, которых с нами больше нет. У меня уже нет в живых ни дедушки, ни бабушки, ни мамы. И я очень по ним скучаю, и в этот день, когда мы играем спектакль «Матрёшки на округлости Земли», я особенно чувствую, что они всегда со мной.
 
Духовная близость с родными ощущается и через предметы. Когда шли репетиции этого спектакля, я случайно нашла у себя дома на вешалке авоську. Раньше не было целлофановых пакетов, и бабушка шила дедушке авоськи, с которыми он ходил по магазинам. Я её взяла, и до сих пор с ней с удовольствием играю. В начале спектакля стоит две табуретки. Одна из них принадлежала моей бабушке. У нас дома она стояла на кухне, мы про неё уже давно забыли, а вот сейчас она пригодилась в качестве реквизита.
 
Я не суеверный человек, не верю во всякие чёрные кошки, но мне кажется, что те, кого мы любили, они всегда с нами и всегда нам помогают.
 
Когда один из персонажей, грешник, которого замечательно играет Денис Игнатов, говорит в спектакле: «Славик, за тобой мама пришла»… Я даже сейчас, когда об этом рассказываю, не могу сдержать слёз. Для меня это очень личное. Так случалось в жизни, что мы с мамой жили отдельно. Я росла с бабушкой и дедушкой, и мне всегда очень хотелось в детском саду и в школе услышать слова от воспитательницы о том, что за мной пришла мама.
 
Правда ли что благодаря роли Матрёшки-кудапрёшки Вы попали в новый телесериал Сергея Урсуляка?
 
– Сергей Урсуляк посмотрел осенью «Матрёшки на округлости Земли», а весной мне позвонили и сказали, что он снимать меня хочет, без кастингов, без проб. Я даже сначала не поверила, подумала, что меня разыгрывают. Мне предложили небольшую роль в его новом 8-серийном художественном фильме «Ненастье» по роману Алексея Иванова. 90-е годы, война в Афганистане…
Это ни с чем не сравнимое чувство, когда ты приезжаешь на съёмки, играешь пусть и небольшую роль, но становишься причастен к хорошей картине.  Я не сомневаюсь, что это будет замечательный телесериал. Всегда всё зависит от режиссёра. Кто у руля – такой продукт и получается.
 
Ваша новая работа – это Василиса в спектакле «На дне». Какой Вы её видите, и что она пытается донести через себя зрителю?
 
– Моя Василиса – это очень цельный человек, который сам себя сделал, не смотря на то, что, якобы, вышла замуж за богатого Костылёва, и живет за счет него. Она много чего может сама и то, что она вышла замуж – это была её ошибка. Ошибка, которую она никак не может исправить.
В ней бушует много страстей и стихий. Она совершает ещё больше ошибок с точки зрения гуманизма и человечности, подговаривает Ваську Пепла убить своего мужа Костылёва.
Василиса – это конь, она не может сдержать себя ни в чём. На сколько она страстная в любви с Пеплом, на столько она страстная и в ненависти к своей родной сестре Наташе. Моя героиня убила бы сама свою сестру, если бы её вовремя не остановили, а если бы Васька Пепел в случайной драке не убил Костылёва, то его убила бы Василиса. Всё равно мне её жалко.
 
Почему?
 
– Потому что иной раз вот так вот обстоятельства складываются, что не видим мы других выходов из ситуации, путаемся… Выход может быть только один – сначала думать, а потом делать.
 
Ненависть к сестре у Василисы нарастала с годами или же это произошло из-за того, что ей заинтересовался Васька Пепел?
 
– Мне кажется, что это у Василисы на генетическом уровне неприязнь к Наташе. У моей героини молодая, очень красивая сестра, а такой темпераментный человек как Василиса, не может это терпеть. Её раздражает абсолютно всё.
 
С актрисой Екатериной Грецовой, которая играет Наташу, мы дерёмся по-настоящему. Катя – замечательная актриса и партнёрша, самая красивая девушка, на мой взгляд, в нашей труппе. Когда мы с ней репетировали сцены драки, я очень боялась ей навредить. Она такая молоденькая, хрупкая. И однажды она мне говорит: «Не бойся, хватай меня за волосы, не жалей меня!». Но я всё равно боялась. На одной из репетиций я ей говоря: «Катя, прошу тебя, ты меня тоже бей, ты ведь отбиваешься от Василисы». С тех пор мы дерёмся с Катькой по-настоящему. Она уже мастерства Джеки Чана достигает. У моей героини серёжки с тремя бриллиантами, так на предпоследнем показе спектакля «На дне» в 30-м театральном сезоне Катя выбила мне один бриллиант, а на закрытии сезона – окончательно разлетелся второй.
 
Есть ли какие-то отличительные черты, присущие Юрию Грымову, но при этом отличные от Вашей работы с другими театральными режиссерами?
 
– Репетиции с Юрием Грымовым – это радость. Он настолько влюблён в то, что создаёт, что заряжает этой уверенностью всех нас. Он по-особенному относится к каждому актеру. И я уверена, что он любит каждого актера в театре, и каждый артист чувствует такое его отношение, его созидательную энергию.
 
Когда мы репетировали «Матрёшки на округлости Земли», то у меня не сразу получилось правильно начать спектакль. Я нервничаю, и вдруг, после очередной моей попытки, он подходит ко мне и говорит: «Надя…» – и так оглядывается, и тихо говорит – «Я тебе хочу сказать о том, что не получается». И когда вот он так сказал тихо о том, что не получается, чтобы никто не услышал, меня это настолько потрясло, я готова была сквозь землю провалиться. Я поняла, что после этого просто не имею права сделать так, чтобы он расстроился, чтобы он переживал и волновался о том, что у меня может не получиться. И вот он в этом отношении очень бережный со всеми актерами. Когда Юрий Вячеславович ездит в какие-то поездки, то всегда привозит нам какие-то гостинцы.
 
Что помогает Вам отключиться от актерских размышлений, от работы над ролью и отдохнуть?
 
– Моя вторая жизнь – это дети. Чему-то я учу их, но и многое приобретаю от них самых. Они дают мне силы, не дают мне постареть.
У нас есть спектакль «Затерянный мир», где япрыгаю в костюме гориллы, где одна только маска чего стоит! И иной раз бывает непросто, когда в один день в 15:00 стоит спектакль «Затерянный мир», а в 19:00 я уже играюв спектакле «На дне». Однажды Юрий Грымов мне сказал: «Надя, ты сейчас гориллу играла, ты слова-то в «На дне» смотри не перепутай». Слава Богу, у нас в спектакле «На дне» стоит только сакура, а не пальма (смеется).
 
Актёрская профессия – это призвание, случай или везение?
 
– Народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин, Царствие ему Небесное, говорил, что когда его племянник захотел стать актёром, то он ему ответил так: «Ты знаешь, я могу тебя хоть куда устроить. Но профессия актёра – это случай и везение, прежде всего, а вот если тебе не повезёт, то ты будешь грибом 20 лет на полянке сидеть». Я полностью согласна с его словами.
 
Беседовал Александр Горбунов
Набор текста с аудио: Екатерина Якимова
Контакты Москва, Спартаковская площадь, 9/1
м. «Бауманская»
Есть платные парковочные места
тел: +7 (499) 261-36-89
e-mail: teatrmodern@culture.mos.ru
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов
arrow-up