-->
Представьте такую сцену. Три поколения семьи на одной кухне. Скандал. Бьётся посуда. Слёзы… «Почему нельзя общаться с любовью к близким? Просто слушать друг друга?» - вопрошает сквозь шум и крик один из персонажей… Знакомо? Наверняка!
24 и 26 мая на большой сцене театра «Модерн» состоится премьера спектакля «Масквичи». Смешная и одновременно лирическая история московской семьи, насыщенная событиями и курьёзами. Режиссёр Юрий Грымов взял за основу пьесу писателя, поэта и сценариста Екатерины Брезгуновой. Поговорили с ней о её писательском замысле, почему если и смешно, то обязательно сквозь слёзы, об ожиданиях от постановки и о том, легко ли живётся вдали от Родины?
- Екатерина, вы родились в Москве, сейчас живёте в Бостоне. Получается, что вы - одна из тех «масквичей», которые поселились в театре «Модерн»?
- Получается, что так.
- Помните, как возникла идея написать историю этой российско-американской семьи?
- В определенной доле это история моей собственной семьи. Почти все совпадения не случайны, скажем так. Конечно, не напрямую, это переработанный опыт. В частности, для того, чтобы этот опыт осмыслить, мне пришлось написать комедию. Но на самом деле переживать его мне не смешно.
- Как бы вы расставили акценты, о чём ваша пьеса? О поиске новой Родины, о тяжести адаптации в чужой стране, о непонимании и одиночестве даже в кругу семьи, о трагедии разделения семей, о чём?
- В первую очередь, о том, как, даже находясь рядом, люди не слышат и не понимают друг друга. И о том, как важно пытаться услышать.
- Все эти курьёзы с харассментом, марихуаной, особенностями Лео – всё из жизни, та самая «новая нормальность», к которой уже привыкли почти?
- Ну, в некоторой степени это преувеличение, что свойственно жанру комедии. Но иронизировать над этими моментами возможно только благодаря высокому уровню толерантности общества в целом.
- Какие у вас ожидания от постановки Юрия Грымова?
- Юрий – эксцентричный и смелый режиссер. Честно говоря, я немного побаиваюсь. Но уверена, что скучным спектакль не будет.
- Интересно, как вы нашли друг друга?
- Мы работали вместе еще много лет назад над фильмом, который, к сожалению, так и не вышел в прокат из-за проблем с продюсерами. Но материал был полностью отснят, там были обалденные декорации, классные актеры. Мне жаль этот проект, но что поделать. Уже тогда поняли, что интересны друг другу как соавторы.
- В пьесе много лирики, много комичного, есть даже политическая сатира. Юрий Грымов назвал свой спектакль «современной комедией». Как бы вы определили жанр?
- Я тоже думаю, что это комедия, может, скорее, драмеди. То есть драма плюс комедия. Там разные моменты есть, есть смешные, а есть совсем не смешные – очень личные, трогательные.
- Ваши персонажи много ностальгируют по детству и молодости в Советском Союзе. А вы? О чём вспоминаете чаще всего? Москва снится?
- В пьесе три поколения. Молодое Москвы вообще не знает, только по рассказам. У среднего есть элементы ностальгии, но, скорее, по детству и юности. Старшее - живет в реалиях прошлого и ностальгирует по нему одновременно.
У меня нет ностальгии по географии или стране, моя печаль – о людях, с которыми пришлось расстаться, надеюсь, у нас сохранится возможность общаться на расстоянии.
Да, мне снится Москва. Снится вид из окна – на Битцевский лес, пятнадцатиэтажки, трубы и хвосты дыма из них. Как правило, в таких снах присутствует очень узнаваемое чувство тоски, когда хочешь удержать, вернуть что-то, что не может быть возвращенным. Этот вид из окна как будто закрывает пустой квадратик в груди, но закрывает нематериально, такой полупрозрачной заплаткой.
Про один такой московский сон у меня есть стихотворение «Предчувствие зимы»:
...Снилось, что иду домой пешком от метро.
И оно не к добру – чует мое нутро.
И хоть я не люблю эти сонные ребусы
Я все же иду, иду, смотрю на троллейбусы
Смешные, не знают, что скоро сгинут, мигают мне.
А я знаю об этом, знаю даже во сне.
Маклай-путешественник стал именем улицы нашей.
Под ногами чавкает снег коричневой кашей…
((Я все бреду, а мне незачем, незачем быть в тех дворах –
Квартиру продали, соседку добрую скушал рак.
Хотели поговорить, но все как-то потом-потом.
И вот я во сне в третий раз обхожу этот дом.
Бесполезно промокают ноги в снегу.
И проснуться надо бы. Надо – а не могу.
Я лучше прыгну в троллейбус – и троллейбус взлетит.
Не зря в моем кармане счастливый билетик лежит.
Ешьте! Билеты счастливые, вкус любой!
Миклухо-Маклай, подходи, выбирай, дорогой!
Возьмем малиновый? Пусть троллейбус, крылат и рогат,
К теплым краям нас несет, к островам, ты ведь их фанат.
Там за счастье никто нас и мы сами себя не осудим.
Там мой мозг – не мозг, а лотос в стеклянном сосуде.
Как будто, знаешь, аквариум, а не моя голова.
- Сколько вы выпили на ночь? Или это трава?
Миклухо-Маклай, этот сон я смотрю в городке
Который теперь люблю, с которым гуляю рука в руке.
И самое желтое здесь не солнце и не желток,
А школьный автобус с красным кружочком STOP
И сонные чудовища-дома
рты открывают только дважды в день: зима.
Чтоб выплюнуть птенцов и проглотить –
Автобус встретить или проводить.
Мерзнут птенцы, где их американские бабки?
Куртки расстегнуты, дома забыты шапки.
Да и были ли?
Зачем вставать? - недопитый мой кофе вылили.
Чтоб в полутьме цедить эмигрантский сплин?
Бостон тихий. Снег белый. А ты один.
Я знаю и так. Даже не размыкая век:
Над миром снег, над Миклухой снег.
На драйввэе снег.
Дверной звонок, как пуля, летит в висок.
За что и кто на этот нажал курок?
Сосуд разлетается, брызги воды и стекла
В замедленной съемке летят и меня вынимают из сна.
И осыпаются в долесекундной своей красоте.
И только лотос нелепый тихо парит в пустоте.))
- Жизнь там, за границей, и здесь, в России, - это действительно «два мира, два Шапиро», тем более для разных поколений?
- Разница действительно большая. Но я знаю множество людей старшего поколения, которые вполне вписались в местную жизнь и нашли себя. Тут важнее, насколько человек восприимчив, открыт новому.
- Так что в итоге? Где родился, там и пригодился? Хорошо там, где нас нет? А может, где твоя семья, там и хорошо? Или каждый пусть сам решает?
- Это, знаете, как у Юрия Левитанского - «каждый выбирает для себя». Конечно, люди в первую очередь ищут физической безопасности для себя и близких, затем – возможности свободно выражать свои мысли, идеально было бы еще реализоваться в профессии.
Очень хотелось бы верить, что мы доживем до того момента, когда границы между государствами вообще не будут актуальны. Пусть все перемещаются свободно и ищут себя, пусть мы будем земляне, и на Земле будет мир.
Беседовала Елена Кочемасова