Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться
01 марта 2019
Сергей Морозов
Художественный руководитель-директор театра «На Литейном»

16 марта 2019 года на сцене Театра «Модерн» пройдут гастроли петербургского Театра «На Литейном». Жители столицы увидят спектакль «Антарктида», который стал лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Представляем Вашему вниманию интревью с художественным руководителем театра «На Литейном» Сергеем Морозовым. 

Сергей Анатольевич, критик Марина Дмитревская пишет о том, что спектакль «Антарктида» эстетически далек от Ваших работ в театре «На Литейном». Тогда что повлияло на Ваше решение о постановке этого спектакля?

- Я считаю, что всегда в театре должна присутствовать доля эксперимента, путешествия «в незнаемое». И эта доля присутствует и в моих работах. Практически сразу после начала работы в Театре «На Литейном» мною была определена творческая политика. Она родилась неслучайно. Это результат подробного изучения предыдущей истории театра, который в большинство периодов своего развития открывал новые имена. В выборе материала для спектаклей (первые постановки - «Пролетая над гнездом кукушки», «Доктора Живаго» и др.), в режиссуре (одни из своих первых ярких постановок в свое время поставили молодые тогда режиссеры Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Александр Галибин, Григорий Козлов…), в театральной форме (спектакль в фойе, драматический мюзикл, спектакль-квартирник…). Этой «традиции новации» мы следуем и сейчас. Все постановки нашего театра запоследние 3 года не повторяют афишу ни одного петербургского театра, а порой мы открываем авторов и для России. Иногда драматургический материал пишется специально для Театра. Поэтому появление пьесы, представленной впервые в программе «Первая читка» фестиваля им. Александра Володина и поставленной режиссером-дипломником Петром Чижовым было весьма логично. Я очень рад, что этот спектакль не только занял свое очень достойное место в репертуаре театра, пользуется заслуженной любовью публики, но и получил Высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль малой формы» и вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» — 2018.

И драматург, и режиссер, и большая часть команды спектакля – молодые люди, только начинающие свой путь в театре. В чем заключается роль Вениамина Михайловича Фильштинского как руководителя постановки?

- Вениамин Михайлович, известный режиссер и педагог, является мастером Петра Чижова, для которого «Антарктида» стала дипломным спектаклем в РГИСИ. Мы вместе с Петром пригласили мастера на выпускной период. Я очень благодарен Вениамину Михайловичу за ту работу, которая была проделана с актерами по присвоению рисунка и органичному соединению острого постановочного хода, предложенного Петром, и психологических мотиваций поступков героев.

По театральным меркам, Вы руководите театром не так долго – около 3 лет. Что Вы считаете своим главным результатом за это время?

- Я был приглашен в Театр «На Литейном», когда тот переживал сложный период, связанный с внешними факторами. Но эти факторы не могли не отразиться на внутреннем климате коллектива. Важным результатом этого периода можно считать возвращение творческой атмосферы в театр. Так же не могу не отметить, что постепенно (а это процесс очень трудоемкий и не может быть достигнут быстро) у Театра возникает новое творческое лицо, своя новая мелодия в петербургской театральной полифонии. Этому способствует и частичное обновление труппы, и смена фирменного стиля и, конечно же, новая репертуарная афиша. Я очень рад, что с труппой работают такие разные и интересные режиссеры, как Геннадий Тростянецкий, Борис Павлович, Александр Кузин, Яна Тумина. Дальнейшие планы так же даруют надежду на настоящий творческий поиск. 

Кем Вы себя определяете в первую очередь – режиссером или художественным руководителем-директором? Не поглощает ли административная работа силы на постановку спектаклей?

- Не поглощает, но, безусловно, отнимает. И недавний выпуск спектакля «(Не)принятый вызов» это подтвердил. Но, пусть не сразу после назначения руководителем театра, я достаточно быстро ощутил радость и азарт настоящего творчества в реализации проектов, в формировании команды, в освоении новых театральных территорий. Совмещать творческую и административную деятельность непросто (я «ушел» из репетиционного зала в кабинет директора практически на полтора года после назначения на должность руководителя), но чрезвычайно интересно и азартно. 

Год театра в России для Вас – формальность или реальный шанс на изменения к лучшему?

- Я очень ценю отношение к культуре и театру в частности со стороны учредителя – Комитета по культуре Ленинградской области (а Театр «На Литейном» имеет областное подчинение, несмотря на расположение стационара в центре Санкт-Петербурга) и Губернатора Александра Юрьевича Дрозденко. Буквально на днях состоялся разговор, когда я получил подтверждение, что областная власть видит в Годе театра возможность определения и поддержки долгосрочных перспектив развития театрального дела в регионе и не готова отделаться частными, точечными акциями. Эта тенденция не может не радовать. Определены сроки капитального ремонта театра. Работа в этом направлении уже ведется. Есть перспектива частичного обновления транспортного цеха, выделения грантов на создание спектаклей. Радоваться результатам пока рано, но серьезные надежды на реальные итоги 2019 года имеется. 

Провокационный вопрос, но тем не менее. Назовите несколько спектаклей вне театра «На Литейном», которые произвели на Вас большое впечатление?

- Безусловно, вопрос провокационный, так как меня некоторые коллеги даже укорили, что я могу говорить только о спектаклях «На Литейном». Но я стараюсь много смотреть и всегда иду в другой театр с ожиданием серьезного чувственного или интеллектуального впечатления. Из петербургских спектаклей могу отметить спектакль «Пьяные» Андрея Могучего в БДТ, «Одинокие» Дениса Хусниярова в Театре на Васильевском, в Москве «Русский роман» и «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса в театре им. Маяковского, «Красное колесо» моего дяди Бориса Морозова в ЦАТРА и, понимая, что я совсем не одинок, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова. 

Для тех москвичей, кто захочет продолжить знакомство с театром «На Литейном» - что нужно смотреть в первую очередь и почему?

- Как я уже говорил, практически каждый спектакль нашего театра заслуживает зрительского внимания. Не имея права оценивать собственные постановки «На Литейном», могу смело порекомендовать острого «Человека из Подольска» Андрея Сидельникова по пьесе Дмитрия Данилова, тонкий и точный «Семейный портрет» Александра Кузина по «Последним» М.Горького, музыкальную «Барышню-крестьянку» (этому спектаклю скоро «стукнет» 20 лет, а он восхищает своей изящной энергией) Александра Петрова по повести А.С.Пушкина, притчевую «Гекатомбу. Блокадный дневник» Яны Туминой. Впереди нас ждет «Лавр» Бориса Павловича — первая постановка романа Евгения Водолазкина. Уверен, что зритель на этих и других спектаклях получит настоящее, глубокое и полифоничное театральное впечатление. 

Очень надеюсь, что данные гастроли в театре «Модерн» станут первым шагом на пути долгой дружбы и взаимодействия наших коллективов.

 

Приобрести билеты на спектакль «Антарктида» можно по ссылке

Фотограф - Сергей Рыбежский

 

Внимание!
Дресс-код!
Мы стремимся к тому, чтобы всем зрителям нашего театра было комфортно, поэтому просим наших гостей воздержаться от одежды спортивного стиля, футболок и маек, исключить шорты.
Мы понимаем, что в темпе московской жизни нет возможности сменить наряд после рабочего дня, поэтому мы приветствуем дресс-код “after five” или “smart casual”, в котором допустимы классические джинсы, нестрогий костюм, повседневные платья. 
Данная рекомендация относится только к вечерним спектаклям на большой сцене.
Надеемся, что вечер, проведенный в театре «Модерн», станет для Вас особенным.
«Увидимся в театре!»
Юрий Грымов