Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться
27 февраля 2018
Алексей Гиммельрейх
И ты, Брут?! – И я!

Интервью с исполнителем роли Брута в спектакле «Юлий Цезарь»

 

Алексей, как вам такая трактовка, что Брут - молодой красавец с юношеским максимализмом?

Так он такой и должен быть, и у Шекспира он так выписан. Человек, который меняет устоявшуюся структуру, ведущую к единоличной власти Цезаря. Ведь есть такие люди - идеалисты, действительно верящие в правое дело. И это они совершают революции, а не те, кто ими управляет. И мне кажется Брут именно такой. Он свято верит в то, что Рим, как государство, будет гораздо лучше, если республика победит.

А почему тогда образ Брута в истории – это такой символ предательства?

Потому что он оказался замешан в грязную игру. Верил в чистое, но им управляли люди, у которых были другие планы. Безусловно, он предатель. Но предатель человека. Ведь у Шекспира всё написано предельно просто: «Не потому что я любил Цезаря меньше, а потому что я любил Рим больше». И Брут действительно верит в эти слова. Для друга он предатель, а для государства – избавитель, наверное.

Он жертва чужих интриг?

Да, он жертва. Потому что молодой и неопытный. Он же вояка, военный человек. А его заставили заниматься политикой, причём, в самом грязном смысле. А Брут же в этом, по большому счёту ничего не понимает. И им управляют, как могут.

Это как-то расходилось с вашими изначальными представлениями о Бруте?

Так это специфика постановки. То, чего хотел режиссёр. Молодая жизнь, которая даёт новый оборот, виток…

Как вы работали над ролью?

Чем Юрий Вячеславович прекрасен как режиссёр - с ним всегда можно найти общий язык, и много предлагать. И даже можно увести в свою сторону, если это убедительно. Границы роли довольно условны.

Почему у молодого Брута в спектакле такая взрослая жена?

Это не жена взрослая, это он молодой (Смеётся). Всё в той же концепции: Брут - молодой, чистый, открытый для всего и неопытный. И ему повезло, что досталась такая мудрая жена, и возможно он её из-за этого и избрал. Он ей безгранично доверяет, понимает, что она права, и её надо слушаться. Может, даже как мать, если учитывать возраст. Безусловно, это идеальная женщина для такого человека, как Брут. Она может вести, подсказывать, оберегать, любит его как мужчину и как человека. И это большая удача.

То есть он такой мудрец, который и женщину выбрал по себе?

Ну, не мудрец, конечно. Но и не дурак – это точно (Смеётся).

Как вы себя ощущаете, надевая красивый исторический костюм Ирэны Белоусовой? Насколько это помогает образу?

Костюмы очень интересные! Первые ощущения, конечно, были непривычные. Казалось, что вокруг русские палаты и бояре. Физически было трудно, где-то мешали длинные полы, некуда было девать меч и кинжал. Но костюмы, безусловно, помогают, даже плечи распрямляются. Надеваешь - и хочется соответствовать этой роскоши. Хороший костюм. Единственное, что у меня вызвало вопросы, это такие сандалии с восточным колоритом. Хотя, наверное, Юрий Вячеславович так и хотел – уйти от конкретного места и времени действия. Ему виднее.

А о чём спектакль Юрия Грымова?

В этом спектакле нет главных героев. Грымов в этом смысле очень грамотно проецирует всё на народ. Потому что любое историческое событие любого времени завязано на народе, для народа, из-за народа. И нет таких политиков, которые бы думали об амбициях, о себе, о власти, исключая народ. Это просто невозможно. Народом всегда управляли. И тут вопрос его влияния на ход событий: как он сам на это смотрит - поддаётся или нет, что сам может, а чего не может. Мне кажется, это самое важное и ключевое в спектакле.

Но люди ведь всё равно не меняются, веками одно и то же: цепь кровавых событий, гражданских войн и революций…

Люди власть имущие не оглядываются на историю и не делают никаких выводов. Просто каждый человек подвержен влияниям, искушениям. Я вот не представляю, что было бы, получи я безграничную власть! Как бы это на меня подействовало, смог ли бы я справиться с этим психологически… Не знаю. Не уверен. Поэтому даже не хочу на себя примерять.

Потому что это очень ответственно?

Да, конечно. Может, это я такой ответственный, и этим пересекаюсь характером с Брутом, в плане своего отношения к делу, преданности какой-то. А есть люди, как Кассий, которые умеют находить выгоду и с холодным сердцем управлять народом и людьми, которые ему важны в данный момент. Я бы с этим не справился. Вот смотрю на президентов стран, больших, маленьких, и не понимаю - как можно управлять даже одной крохотной страной? А такой большой, как Россия? Ведь повернёшься вправо – уже слева что-то произошло. Это тысячи километров! Какую нужно команду составить, чтобы тебе все помогали – это невероятно трудно! А сколько всего происходит: от ЖКХ и до Байкала. А ещё и снаружи какие-то страны воздействуют. И люди, претендующие на эти территории, в том числе…

Вообще профессиональный артист – человек зависимый…

А кто у нас не зависимый? Каждый человек ходит на работу с 9 до 18. Артист вот пришёл на репетицию с 11 до 15 и тут как бы свободы больше. Физической свободы больше, а психологической - меньше. Да, безусловно, артист должен уметь смотреть на себя как бы со стороны, иначе он просто сходит с ума. Или спивается, когда ничего не дают играть, а силы есть.

В театре «МОДЕРН» вы играли Иоканаана в «Саломее», но вы артист другого театра. Как вы попали в спектакль «Юлий Цезарь», да ещё на одну из главных ролей?

Увидели, пригласили. У меня раньше были длинные волосы, до плеч, и Юрий Грымов увидел меня таким. Может быть, он этого хотел. А я пришёл уже подстриженный ). Потом была читка, и меня утвердили. И когда это случилось, я очень обрадовался, потому что и драматургия мировая, и роль такая, от которых не отказываются. Конечно, я готовился, читал историю, узнавал какие-то факты. И оказалось, что эту трагедию в России практически никто не ставил.

По легенде, последние слова Юлия Цезаря, обращённые к его убийце: «И ты, Брут?» Что бы вы ему ответили, как исполнитель роли Брута?

«И я». Наверное, я бы так сказал. Ведь Цезарь тоже чего-то хотел. Не может быть, чтобы он ни с кем не советовался. Он хотел, чтобы друзья, и Брут в том числе, были рядом. Но люди расходятся в чём-то. Этот мой ответ кроет в себе то, что я с тобой Я, и без тебя Я, и вместе мы Я. Мы же были вместе, и я был с тобой, но ты захотел власти отдельно. Вот поэтому И Я, что ты пошёл один.

Беседовала Королева Мария

Внимание!
Дресс-код!
В нашем театре на вечерние спектакли принят дресс-код «cocktail» и близкие к нему «formal», «after five». Для мужчин – это костюм или пиджак, возможен вариант без галстука, для женщин – платье или нарядный костюм с брюками или юбкой. В одежде спортивного стиля вас не пропустят в театр! :( Надеемся на ваше понимание.