Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Записаться
06 декабря 2017
Алексей Черепнев
«МОДЕРН» – современное прочтение

Интервью с директором театра «МОДЕРН» Алексеем Черепневым

- Алексей Анатольевич, а ведь интернет о вас практически ничего не знает. Расскажите, что вас привело в театр? Вы пришли из бизнеса?

- Я получил профильное образование», закончил продюсерский факультет ГИТИСа по специализации «Экономика и управление», много работал в театре, в независимых театральных проектах в качестве исполнительного директора, затем вот в театре «Модерн» заместителем художественного руководителя.

- А когда вас назначили исполняющим обязанности художественного руководителя театра, как вы отнеслись к такому решению?

- Как к рабочей ситуации. Нельзя сказать, что это какая-то непосильная задача, которая может вызвать панику или непонимание. Задача поставлена и её нужно выполнять.

- Вы тогда обещали «сохранить и театр, и коллектив». Получилось?

- Да, абсолютно! Большая часть коллектива сохранилась. Ушли только те, кто по разным причинам не захотел работать в новых условиях. Ну, или у них произошли какие-то внутренние проблемы. Основная часть коллектива сохранена, мы прошли из одной стадии в другую без революционных потрясений и скандалов. Из застоя – в некое развитие и переформатирование театра, в другие задачи, в более жёсткие темпы работы.

- А вы знали Юрия и его творчество до назначения его худруком?

- Да, конечно, я смотрел его фильмы. И знал его, как публичного человека.

- Сейчас все говорят о том, что с приходом Юрия Грымова театр ожил, о нём заговорили. Вы знаете театр «Модерн» и с ним, и до него. Что принципиально изменилось, на ваш взгляд?

 - Всё! Это совершенно другое направление театра, другая эстетика, более динамичная работа и масса интересных творческих задач, которые мы реализуем.

- Юрий Грымов утверждает, что театр – это роскошь. И даже ввёл в театре дресс-код. Вам нравится такой подход?

- Нравится. И я считаю, что это правильно, когда в театр люди приходят в хорошей одежде, чтобы приятно провести время. Т.е. не просто посмотреть спектакль, а исполнить некий ритуал. Как это происходит во многих европейских странах, в оперных театрах, например. Хотелось бы внедрить такую культуру посещения театра и у нас в России.

- Выросли ли цены на билеты в связи с таким подходом?

 - Да, к сожалению, цены немного подросли. Хотя у нас есть билеты разных категорий, и цены начинаются от 500 рублей, то есть всегда есть возможность выбора. Да, конечно, цены выросли, мы считаем деньги, нам это жизненно важно сейчас. Чтобы зарабатывать, чтобы артистам платить достойную зарплату, чтобы у нас была возможность ставить новые спектакли. Это же большие затраты, большие вложения.

- А от чего зависят цены на конкретный спектакль?

 - От многих позиций. От того, сколько у нас приглашённых артистов, насколько востребован спектакль, какой спрос.

 - Сильно ли отличаются зрители того старого «Модерна» и нового? Это абсолютно другие люди или те же самые ходят?

- Конечно, отличаются. Хотя и зрители прошлого репертуара к нам тоже ходят с удовольствием. Но в основном, это более молодая, динамичная аудитория, которая интересуется творчеством Юрия Вячеславовича, неким синтезом кино и театра.

- А чем можно завлечь публику в театр?

- Только интересным спектаклем, интересным контентом.

- Чья была идея ребрендинга театра, ваша или Юрия? Ведь поменялся не только сайт и логотип, но даже название (из названия убрали ъ).

- Идея Юрия Вячеславовича, конечно. А названия мы не меняли, по-прежнему, остался театр «Модерн». Просто в «модерн» вложили другое значение – не как некая ушедшая эпоха, а как что-то современное. Современное прочтение. В том числе и классических каких-то произведений.

 - Будете ли вы реконструировать здание театра или всё останется, как раньше?

 - Да, у нас есть в планах реставрация фасада. Но мы в этом отношении скованны по рукам и ногам, потому что памятник архитектуры. Можем только достойным образом содержать и с помощью Департамента культуры реставрировать. Ну, и, естественно, будут какие-то внутренние работы, которые улучшают жизнь и артистов, и зрителей.

 - Сейчас так часто и стремительно происходит смена руководства в различных учреждениях культуры. Вы не боитесь возглавлять театр в такое время? И правда ли что законодательство в сфере культуры так устроено, что его просто невозможно не нарушить?

- Бояться – значит ничего не делать, а сидеть и бояться. Дорогу осилить может только идущий. Да, нужно опасаться каких-то вещей. Но неукоснительно соблюдать Закон – это первостепенно. Конечно, наше законодательство не совершенно, и прежде всего в сфере госзакупок. И подтверждением тому выступление нашего президента о том, что назрела необходимость либерализации этого закона. Поэтому, конечно, всегда есть возможность его улучшения, вращений. Но не в смысле безответственной траты денег, конечно. А чтобы он был более приспособлен к учреждениям культуры. Ведь мы находимся, можно сказать, в уникальных условиях, когда работаем с творческим продуктом, а не с тем, что можно измерить линейкой.

 - Есть ли сегодня в России идеологическая цензура в сфере культуры?

 - Мне сложно судить за коллег, я не владею полной информацией. Может, кого-то цензура и касается, но наш театр однозначно нет. Мы абсолютно свободны, и в выборе репертуара, прежде всего. Да, есть определённое давление со стороны проверяющих, надзорных органов. И оно сейчас многим театрам мешает полноценно функционировать, потому что проверки за проверками парализуют работу, мешают творческому процессу. Конечно, есть, наверное, и первопричина этих проверок. Но тут мне сложно комментировать, не располагая полной информацией. Ещё раз скажу, я не ощущаю, что в области культуры сейчас есть цензура и какое-то давление.

 - В последнее время всё чаще предрекают скорый конец репертуарного театра. Что вы думаете об этом?

 - Да нет, я не думаю, что это конец. Просто очередной этап развития репертуарного театра. Это всё-таки наше, можно сказать, уникальное российское явление. Структура, которая развивается только в России. И надо её поддерживать и сохранять. Конечно, репертуарные театры должны быть разные. А то, что сама структура репертуарного театра умрёт – не думаю.

 - Из чего складывается экономика вашего театра, это больше самоокупаемость или бюджет?

 - К сожалению, окупаемость театра в современных условиях, если и возможна, то чрезвычайно сложна. Мы живём на субсидию Департамента культуры, которая помогает нам творчески реализовываться и показывать спектакли для зрителей.

- Театр – это сложный творческий механизм, состоящий из людей неординарных. Понятно, что управлять им непросто. Как вам удаётся сохранять в коллективе дружественную рабочую атмосферу?

 - Не знаю, но мне кажется это, прежде всего, зависит от желания руководителя. Если человек создаёт дом, и есть резонанс в коллективе – то получается хороший результат. Есть синтез, некая синергия, когда творческий, административный и производственный ресурс дополняют друг друга. И получается хороший качественный продукт, хорошие спектакли.

 - А в чём, на ваш взгляд, заключается профессионализм человека?

- Прежде всего, это умение отдаваться своей профессии на все 100% и, естественно, хорошее базовое образование.

- Не могу не спросить о планах театра на ближайшее будущее.

 - Самые обширные. У нас сейчас большие планы по гастрольной деятельности. Планируем поехать и на юг нашей страны, и в Сибирь, в общем, самые обширные планы. Конечно, будем увеличивать репертуар театра. Выпускать новые постановки. Например, такую масштабную, как «Война и мир». Мы на неё тоже большие ставки делаем. Будем привлекать новые творческие единицы в постановки новых спектаклей. В том числе и детского направления. Больших и малых форм. В прошлом году у нас семь премьер вышло, думаем, и следующий год у нас будет не менее урожайный.

 Беседовала Мария Королева

Внимание!
Дресс-код!
В нашем театре на вечерние спектакли принят дресс-код «cocktail» и близкие к нему «formal», «after five». Для мужчин – это костюм или пиджак, возможен вариант без галстука, для женщин – платье или нарядный костюм с брюками или юбкой. В одежде спортивного стиля вас не пропустят в театр! :( Надеемся на ваше понимание.